Крылатая радость Благой вести: почему в России издавна ликовали на Благовещение

7 апреля — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Он выпадает на «дни печальные Великого поста». Но не печалятся в этот день, а ликуют, делясь радостью со всей пробуждающейся природой и выпуская на волю птиц. А еще этим праздником наши предки освящали свои победы — военные, дипломатические.

1856 год. Перед Российской империей стоит задача окончательно закрепить за собой левый берег Амура. В мае туда, где «тучи ходят хмуро», прибывает военный отряд — для расчистки территории под будущих переселенцев. Край суровый тогда точно «был тишиной объят», но к весне 1858 г. здесь уже шумно и стоят дома, где живут русские. Только какая жизнь без церкви? И 9 мая 1858 г. знаменитый архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий закладывает на высоких берегах Амура храм. В честь Благовещения.

«Благая новость» не заставила себя ждать: через неделю, 16 мая, дипломаты Цинской империи подписывают-таки с Россией Айгунский договор, признающий весь левый берег Амура российским. В честь столь радостной новости служат благодарственный молебен, а на торжественном приеме генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Муравьев произносит: «Товарищи! Не тщетно трудились мы: Амур сделался достоянием России. Святая православная церковь молится за вас! Россия — благодарит! Да здравствует и процветает вновь приобретенная страна. Ура!» Не прошло и двух месяцев, как храм дал имя новому городу — Благовещенск.

И тут важный момент. Обратите внимание: слово «Благовещение», имея в составе два корня «благая» и «весть», вроде бы сходно по смыслу с выражением «благая новость», которое я использовала, рассказывая про наши дипломатические победы. Но не так все просто! Смотрите, новости бывают плохими, хорошими, а бывают настолько важными, ведущими к чему-то поворотному в жизни, что для них есть специальное слово «весть», родственное и созвучное глаголу «вести кого-то куда-то». Наши предки в отличие от нас, захлебывающихся в информационных потоках, чувствовали градацию: вот просто новость, вот известие, а вот весть. И среди этой значимой вести выделяли одну, особенную — благую весть: было в ходу раньше такое слово — «благовестие». И было отдельное слово «Благовещение», причем именно так, с заглавной буквы. Чувствуете разницу? Кстати, греческое звучание выражения «благая весть» знает каждый: eu — благо, ggelein — возвещать. Евангелие — euaggelion, благовестие о спасении человечества от власти смерти и греха. Так вот, специальным словом «Благовещение» называлась особая благая весть — весть, которую принес Деве Марии архангел Гавриил.

Вспомним, что Мария — долгожданный ребенок праведных Иоакима и Анны — была посвящена Богу. С трех до 14 лет Мария жила при храме. По обычаю того времени, после достижения 14-летия Мария больше не могла оставаться там: Она должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени умерли, но когда священники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала обет Богу остаться навсегда Девой. Тогда священники обручили Ее с дальним родственником, 80-летним старцем Иосифом, чтобы он оберегал Марию.

Иосиф Обручник, как и Дева Мария, происходил из рода царя Давида, хотя был человеком небогатым и добывал хлеб плотницким ремеслом. И вот наступает великий момент в жизни Марии — Благовещение. Господь посылает к Ней архангела Гавриила. Войдя к Марии, архангел сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Юная Мария, смутившись, размышляла, что бы это значило, а архангел продолжал: «Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога! Ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. И будет Он Сыном Всевышнего!»

Понятно смятение юной девушки, в недоумении Мария спрашивает: «Как это возможно, если я мужа не знаю?» И ангел отвечает: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и родившийся наречется Сыном Божьим». И тут, внимание, важно! Мария отвечает: «Да будет Мне по слову твоему». Это полная отдача себя в руки Божьи. Святые учат: Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Богородицы, как оно невозможно без творческой воли Бога.

Христиане всего мира каждый день повторяют слова этой благой вести. Православные в молитве «Богородица, Дево, радуйся!», католики — в Ave Maria. Чувство радости — ключевое в Благовещении. Думаю, именно эта радость, это чувство свершившейся надежды побуждает часть верующих считать, что молитвы бездетных семей на Благовещение подарят им долгожданного ребенка. Конечно, смысл праздника глубже, архангел Гавриил, благовествуя Деве Марии о рождении у Нее Богомладенца, принес весть не просто о зачатии Христа, но весть о Воплощении Бога в человеческом естестве. И в день Благовещения мы празднуем чудо и тайну этого надмирного события! Все так! Но ведь рождение даже просто человека — тоже тайна, чудо, на это тоже нужно Божье произволение, поэтому есть глубинная связь между праздником Благовещения и молитвами тех, кто жаждет материнства, а в молитвах дня так часто звучит «радуйся», что все чувствуют себя окрыленными.

Так что крылаты не только птицы. Не только быстролетные ангелы. Крылата радость, крылата наша надежда. И благая весть о том, что в наш мир приходит Спаситель, дарующий людям свободу, самую высшую из всех свобод — свободу от смерти и греха.

Источник: «Российская газета»

Фото: Ирина Штольба/РГ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content