Александр Гончаров из Тацинской был правой рукой капитана корабля и изучал томаты

Моряк, конструктор, изобретатель, инженер, охранник – всё это Александр Степанович.

#РЕПОРТАЖ

Родился Александр Степанович в Омской области, в первый класс пошёл в Михайловскую школу, в четвёртом обучался в Белоруссии, аттестат получил в Тацинской №1.  

«Я был приёмным сыном в семье родной тёти Прасковьи Стефановны и её мужа Степана Федотовича. Это были прекрасные люди. Долгое время я даже не догадывался, что не родной, — рассказывает Александр Степанович. — Отец — уроженец хут. Вязовый (находился за хут. Крылов), выпускник Киевского танкового училища, офицер. По долгу службы его часто перебрасывали с места на место, мы «кочевали» вслед за ним».

ЮНОСТЬ, ОТРОЧЕСТВО, СЛУЖБА

С самого начала Великой Отечественной войны Степан Федотович Гончаров был на передовой. Воевал под Ржевом, освобождал Сталинград, был тяжело ранен на Курской дуге.  В это время его жена и сын выживали, как могли, но главное – выжили.

После ухода главы семьи в отставку Гончаровы остались жить в райцентре. Отец работал завкадрами в СХТ, потом в тире ДОСААФ. Как человек военный, любил дисциплину и держал Сашу в строгости, настраивал на серьёзный выбор профессии.

Юноша мечтал быть лётчиком, но так сложилось, что окончил речное училище в Калаче — на -Дону.  Срочную служил в морфлоте, на сторожевом корабле «Куница».

Неизгладимые впечатления у команды сторожевого корабля оставили события, связанные с «охотой» на американскую подводную лодку в советских водах. Фото из альбома А. Гончарова

Это быстроходное судно развивало скорость 35 узлов в час (70 км/ч). Случись какая заваруха, нас бросали туда, так скажем, для устрашения. И это срабатывало. Бывали на Кипре, Крите, в Порт Саиде, — делится пожилой человек. – Две зимы провели в Средиземном море. Я был рулевым, всегда находился рядом с капитаном, его правая рука».  

Что особенно отличало службу в морфлоте, так это дружеские взаимоотношения и никаких «разрешите обратиться!». Старших по званию называли уважительно, по имени отчеству, командиры матросов – по имени. Хорошему матросу и спортсмену Александру Гончарову предлагали остаться на сверхсрочную, он отказался.

ВЕХИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Окончив факультет «Конструирование и производство» по специальности «Токарная обработка и сварка» в Ростовском высшем техническом учебном заведении (ВТУЗ), вместе с супругой Тамарой Ивановной уехал в Кустанай. Предложили работу конструктора.

Четверо детей Александра Гончарова — взрослые люди, каждый нашёл себя в профессии, отец спокоен за них. Время проводит за чтением и добрыми воспоминаниями о своём богатом интересном прошлом.

Климат был жёстким, а в семье росла маленькая дочь. Пришлось сменить место жительства. Устроился научным сотрудником во Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого овощеводства и бахчеводства в Астрахани. Разрабатывал тему «Томаты». На счету Александра Степановича 10 научных статей, 10 изобретений, которые успешно применялись в Молдавии, на Украине. Ветеран труда удостоен нагрудного знака «Изобретатель СССР».

Во времена перестройки трудно приходилось всем, а в научных работниках нужда отпала. Семья Гончаровых вернулась в Тацинскую. Здесь знаниям и опыту учёного применения не нашлось. Недолгое время работал главным инженером в колхозе «Рассвет», потом — простым рабочим на Тацинском молзаводе и в райпо.

Автор: Любовь Воротынцева

Районные вести