Министерство транспорта доработало свой проект поправок в Правила дорожного движения, который устанавливает понятие «средней скорости».
Очевидно, что при положительном заключении оценки регулирующего воздействия эти поправки будут приняты. Планируется, что они вступят в силу 1 сентября следующего года. Но будут ли штрафовать за превышение средней скорости — вопрос пока остается открытым.
Ведомство выложило доработанную версию поправок в Правила на портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru. Согласно ей, в пункте 1.2 Правил появится новый абзац: «Средняя скорость движения транспортного средства — значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств, ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка». А в пункте 10.1 появится запрет на превышение средней скорости.
Напомним, что идея ввести понятие «средней скорости» в Правила — давняя. Она возникла еще при появлении первых камер, которые такое нарушение фиксировали. Слишком много споров и вопросов такая фиксация вызывала. В итоге после решения Верховного суда в 2021 году Госавтоинспекция прекратила выносить штрафы за ее превышение.
Как говорится в заключении минэкономразвития на этот проект, «существующий в настоящий момент точечный контроль мгновенной скорости не позволяет исключить правонарушения на протяженных участках автомобильных дорог (стиль «торможение — разгон», применяемый в зоне действия камеры фотовидеофиксации).
В качестве негативного эффекта, возникающего в связи с наличием проблемы, указано превышение скоростного режима, приводящее к росту количества ДТП и тяжести их последствий».
Далее Минэкономразвития делает вывод, что наличие проблемы разработчиком обосновано. В проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц.
Но заработают ли камеры сразу после вступления в силу этих поправок на выявление этого нового нарушения? Напомним, что Верховный суд не просто так отказался рассматривать нарушения, связанные с превышением средней скорости. Он указал, что каждое правонарушение характеризуется временем и местом его совершения. Ни то, ни другое установить при выявлении превышения средней скорости не возможно. Ведь на каком-то участке водитель мог и превысить скорость, а где-то ехать с разрешенной. И как установить это место, где он превысил скорость?
Очевидно, что после внесения поправок в правила, будут попытки поменять и автомобильную главу Кодекса об административных правонарушениях, чтобы там закрепить наказание за превышение средней скорости, а так установить, что считать временем и местом его совершения. Но как это будет прописано, пока говорить рано.
Как считает эксперт по комплексам фотовидеофиксации Григорий Шухман, вносить такие поправки в Правила не требуется. У водителя нет ни штатных средств измерения средней скорости, ни понимания, на каком отрезке дороги он должен её измерять. В итоге все сводится к тому, что водитель не должен превышать «моментальную» что уже сказано в п.10.1 ПДД. Поэтому для обоснования применения контроля средней скорости необходимо и достаточно прописать это в КоАП РФ, например в примечании ст.12.9 Достаточно соблюдать ту скорость, которая установлена.
Как считают в ассоциации «ОКО», в камерах, которые фиксируют так называемую мгновенную скорость, измерения происходят точно по такой же формуле, как и при расчете средней скорости: радар засекает время въезда и время выезда, расстояние известно, разделили — получили результат. А камеры средней скорости просто рассчитывали время пробега на большем расстоянии. Так что принцип от выбора измерения не меняется.
Автор: Владимир Баршев, Российская газета