Телефонная и спутниковая связь, интернет – в наши дни поздравить близких с праздником – дело не хитрое. Но в середине прошлого века единственным общедоступным способом была почта.
Ничего удивительного не было в том, что особое внимание уделяли поздравительным открыткам. «Комсомолка» посетила музей детской открытки в Санкт-Петербурге, коллекция которого насчитывает 500 000 открыток!
Основатель музея Виталий Третьяков помог понять, как развивалось «искусство поздравления» в России. На самом деле именно по новогодним открыткам можно легко проследить историю нашей страны. Об этом сообщает «Комсомольская правда».
В 1975 году появились первые новогодние открытки. В царской России новогодние открытки заметно отличались от привычных нам. Зачастую на них изображался четырехлистный клевер, и никто в то время не думал о ёлках, мандаринах и бокалах шампанского.
Виталий Третьяков пояснил, что клевер с четырьмя лепестками считался знаком удачи. Также считалось, что если найти его в поле и съесть, то это принесет счастье. Сейчас также думают про сирень. А ёлка считалась всего лишь рождественским деревом и не имела к Новому году никакого отношения.
В досоветской России считалось, что новогодние открытки выражают поздравления счастья. Поэтому символы удачи изображались самыми разными способами. Примером может служить подкова.
Чаще всего изображали детей с цветами. Они символизировали светлое будущее, которое ожидало в Новом году.
— Открытки обычно привозили в Россию из Европы. У нас их тоже производили, но не так много. Не было таких подходящих технологий, и наши умельцы не могли посыпать открытки блестками. Германия считалась столицей открыток. В отдельных городах одновременно работали две-три фабрики, выпускающие по 6000 открыток в день. Этого хватило, чтобы снабдить весь мир, — рассказывал Третьяков.
Хоть в императорские времена новогоднего волшебника не существовало, люди верили в рождественского. Его прототипом был Никола Мирликийский, известный, как Николай Чудотворец.
— По легенде, он бросал подарки в дымоход на Рождество, чтобы дети радовались рождения Христа. А маленькие дети в свою очередь развешивали носки на каминах и печах. Считалось, что Николай Чудотворец был особенно сострадателен к больным детям.
Технологический прогресс – это еще одна тема для новогодних открыток. Как только в мире появились железные дороги и поезда, из стали изображать на поздравительных открытках. Однако было бы слишком просто и менее радостно изобразить только черный паровоз. Поэтому картинки неизбежно дополнялись довольными лицами, которые встречали один из главных праздников года.
Также существовали открытки, которые говорили о том, что деньги нужно считать в полнолуние. Таким образом можно было обеспечить себе богатство на всю жизнь. Подарить такого рода открытку значило пожелать человеку богатства.
Новый год и Рождество после революции были запрещены. Эти праздники теперь не соответствовали политике партии. Соответственно вместе с этим исчезли и открытки. Но в то же время появились плакаты с изображением детей со словами: «Взрослые не смущайте нас своей буржуазной ёлочкой!»
Новогодняя открытка вновь вернулась в 1941 году. Она была самым простым средством связи между фронтом и тылом. Кроме того, открытки было легче всего подвергать цензуре. В отличии от писем, их не нужно было вскрывать, а потом снова заклеивать.
— Все открытки были посвящены борьбе с фашизмом. Было нарисовано множество карикатур. Глядишь, после высмеивания врага и воевать будет легче, — говорит основатель музея.
Но эра открыток тогда была недолгой. После войны они вновь исчезли. Более пяти лет в обращении были только «базарные» открытки. Их копировали с оригиналов. Во многих случаях они даже копировались с тех, что отправлялись на немецкий фронт.
— Указ о возрождении открыток был издан в 1953 году. Возможно, власти посчитали, что лучше контролировать весь процесс, чем запрещать всё подряд. Это было время, когда в стране царила иллюзия свободы. И тогда в открытках появились великие художники, создающие любимые всеми образы, — говорит Третьяков.
Появился Дед Мороз и Снегурочка, лесные звери, кремлёвские куранты.
— Было очевидно, что образ Деда Мороза взят с Николая Чудотворца. Остальное – плод воображения мастеров. Открытки выпускали экземплярами по 18-25 миллионов! Во время работы над открытками, известная художница Манилова потеряла зрение. Что является доказательством того, что было сложно сделать хороший дизайн.
Вид на Кремль считался популярным изображением. Куранты на Спасской башне также были популярны в то время. Бывало, за Красной площадью изображали стойку, чтобы все видели, что коммунизм развивается и движется вперед.
Часто над открытками трудились художники-мультипликаторы. Именно поэтому они рисовали персонажей, очень похожих на тех, которых дети видели по телевизору.
Первоначально новогодние открытки были ориентированы на детей, с добрыми сказочными мотивами, лесными зверями, Дедом Морозом и Снегурочкой. В какое-то время появились открытки с «гламурными натюрмортами». Например, с шампанским в хрустальном бокале и шоколадными конфетами.
Но продавались они недолго и вскоре исчезли с прилавков магазинов. Без этого обойтись было нельзя. Алкоголь в СССР не уважали.
Советским учёным было чем похвалиться, их достижения в сфере технологий считались гордостью всей страны. Их без капли страха изображали на поздравительных открытках. В квартирах зашумели телевизоры, значит на открытках будет телевизор. Если бы в то время мы освоили просторы галактики, то Дед Мороз смотрел бы на звезды.
Юрий Гагарин, 12 апреля 1961 года, совершил первый успешный космический полет, и нетрудно догадаться, какие открытки были у граждан в Новом 1962 году. Такие открытки были выпущены большим тиражом. Из-за этого их хватило на несколько лет вперед.
В 1975-ом году в использование поступил сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. И теперь Дед Мороз доставляет подарки не на санях, а на ковре самолёте.
— Идейная машина работала очень мощно: около 70 миллионов открыток, использованных для поздравлений в 1980 году, были с изображением медвежонка. Таких рисунков было десять или двеннандцать. То мишка играет в хоккей или просто стоит. Люди готовились к олимпиаде, — вспоминает Третьяков.
Персонажи из сказок часто появлялись на открытках. Например, Емеля, который поймал щуку, которая впредь должна была исполнять его желания.
Любимым символом на советских открытках была тройка лошадей. До революции их использовали очень редко. Но в моменте вспомнили об уникальном русском мотиве, — сказал Виталий Третьяков.
Тройка лошадей стала частью Новогоднего образа: аниматоры с бородами и красными носами, в костюмах Деда Мороза, везут гостей на тройке и звонят в колокольчики.
Автор: Екатерина Мамаева