Новый год на Дальнем Востоке — понятие растяжимое. Его коренные народы отмечают дважды. Сначала под бой курантов, а затем — по своему народному календарю. Впрочем, «сначала» и «затем» могут меняться местами.
Пэгытти — только хорошие мысли
В ночь с 21 на 22 декабря Новый год отметили на Чукотке. Чукчи встречают его в день зимнего солнцестояния, когда в созвездии Орла восходит звезда Альтаир. На чукотском она носит имя Пэгытти, и именно так называется национальный праздник.
В эту пору вся зима еще впереди, на Севере стоят бесконечно длинные ночи, но с момента восхождения звезды световой день начинает прибывать. Сначала на комариный шажок, а потом все быстрее и быстрее.
Именно этот момент чукчи в глубокой древности определили как начало нового года. Праздник Пэгытти встречают с кострами, танцами, угощениями и, конечно, с хорошими мыслями, чтобы наступающий год принес удачу.
Чукотский Новый год стоит наособицу. Все другие северные народы отмечают национальный праздник в конце весны или летом.
Питул — пора варить уху
К сахалинским нивхам Новый год — Питул — приходит в дни, когда Тымь и другие реки-кормилицы очищаются ото льда. Нивхи — рыбаки, поэтому главным новогодним блюдом здесь является приготовленная по особому рецепту уха.
А главное действо, сопровождаемое обрядами очищения и кормления духов, имеет вполне практическое значение. Это спуск на воду лодок.
Икэнипкэ — день кукушки
Когда после долгой зимы пробуждается природа, Новый год отмечают оленеводы-эвенки. Правда, для них приметой является не прохождение ледохода, а время, когда распускаются березовые листья и начинают куковать кукушки.
Праздник называется Икэнипкэ. Это слово как раз и означает звуки, которые, по мнению эвенков, издает в лесу первая кукушка. Как и у всех других северных народов, многие эвенкийские новогодние обряды связаны с огнем. Им очищаются, его подкармливают, через него общаются с духами и высшими божествами.
К огню на Севере вообще особое почтение. Его кормят при любом случае, не обязательно во время торжеств.
Хэбденек — значит веселье
В дни летнего солнцестояния приход Нового года отмечают эвены. На эвенском этот праздник называется Хэбденек (веселье).
В старину эвены верили, что при наступлении самых долгих дней между мирами открываются двери, и это дает людям возможность донести свои просьбы до духов.
Отголоском этого поверья является один из обрядов, когда каждая семья привязывает к ветке дерева лоскуток и загадывает желание, которое непременно сбудется. Провожают старый год и встречают новый хороводным танцем.
Ысыах — встреча солнца
В эти же июньские дни Новый год встречают якуты. Зажигательный праздник Ысыах — самый массовый на всем российском севере.
В Якутии проживает всего-то менее миллиона человек, при этом на Ысыах в священную местность Ус Хатын рядом со столицей республики ежегодно съезжаются до двухсот тысяч гостей.
Мучительно долгая и холодная зима позади, лето уже полностью вступило в свои права, отчего бы и не повеселиться. Праздник длится несколько дней, а главным обрядовым действом является встреча солнца.
В дни Ысыаха проводятся состязания по национальным видам спорта, концерты и всевозможные конкурсы, и непременно люди водят национальный танец Осуохай, символизирующий жизненный круг. Считается, что каждый вошедший в круг заряжается положительной энергией. Трудно представить себе, но одновременно в этом хороводе могут участвовать несколько тысяч человек!
Шахадьибэ — кормление огня
В июле Новый год — Шахадьибэ — приходит к юкагирам. Их поселения расположены далеко в Арктике. Настоящее лето наступает там позже, чем где бы то ни было, и длится очень недолго. Именно в эту пору начинается новый хозяйственный цикл.
В редкие теплые деньки юкагиры съезжаются из разных поселений в заранее выбранное место. И, как и везде на Севере, праздник начинается с кормления огня.
Сагаалган — день рождения бурят
Жители Бурятии отмечают национальный Новый год Сагаалган по лунному календарю в феврале. В республике это государственный праздник. Его еще называют праздником Белого месяца. И он действительно длится месяц. Но основные события происходят в течение первых трех дней.
Задолго до Сагаалгана хозяева наводят блеск в жилищах, выбрасывают старые и сломанные вещи, приводят хозяйство в порядок. В день наступления Нового года рано утром хозяин первым выходит на улицу, чтобы поприветствовать восход солнца дарами от семьи.
В первый день полагается только праздновать, принимать гостей и не заниматься больше ничем. Считается, что чем больше гостей заглянет в дом, тем счастливее будет наступающий год. При этом особое значение придают тому, кто из гостей заглянет первым: чем богаче и успешнее человек, тем лучше.
Особенностью Сагаалгана является то, что в старину в этот день все буряты добавляли к своему возрасту один год — Новый год становился и днем рождения для всех. Точно так же добавляли год и к возрасту домашних животных. Сейчас дни рождения, конечно, у всех свои, а вот традиция увеличивать на год возраст домашней скотины именно в Сагаалган в деревнях осталась.
Рош-а-Шана — наступил 5781 год
Если для северных народов каждый новый год по национальному календарю не имеет числового значения, то в Еврейской автономной области (ЕАО) с 18 по 20 сентября встречали наступление 5781 года.
Рош-а-Шана, в просторечье именуемый еврейским Новым годом, отмечается в сентябрьское новолуние и является одним из главных иудейских праздников.
«Этот праздник, пришедший из глубокой древности, входит в культурное наследие человечества и имеет высокую нравственную ценность, — отмечает глава ЕАО Ростислав Гольдштейн. — По преданию, в Рош-а-Шана Бог определяет дальнейшие судьбы людей, исходя из того, насколько праведно ими прожит уходящий год. Поэтому Рош-а-Шана — это прежде всего не праздничное застолье, а точка отсчета для самокритичного осмысления своего образа жизни, раскаяния за неблаговидные дела и поступки».
Традиционной праздничной едой в Рош-а-Шана являются гранат, рыбьи головы и яблоки с медом. Праздник это не шумный — евреи предпочитают проводить его в размышлениях и молитвах. Поздравляя друг друга, они желают счастливого и сладкого нового года.
Автор: Владимир Таюрский, Российская газета