О прошлом донских казаков расскажут без слов: уникальные предметы старины передали в Ермаковский музей

Станицу Ермаковскую посетили Игорь Дзреев и Александр Запорожец. В дар будущему музею переданы уникальные старинные предметы – самовар, примус, чайник и многое другое.

#РЕПОРТАЖ

Но сначала речь пойдёт не об экспонатах, а о дарителях. Ведь и сами они представляют интерес для наших читателей.

Бизнесмен, музыкант и музейщик

Это уроженец пос. Целина Игорь Дзреев — выпускник Ростовского института железнодорожного транспорта, кандидат технических наук, доцент. Председатель совета директоров Агрохолдинга «Донской».  А ещё — поэт, композитор, член Всероссийского хорового общества, автор более 70 песен: лирических, патриотических, казачьих, армейских и других (его произведение «Бессмертный Полк» спел сам Иосиф Кобзон); создатель постоянно действующего частного казачьего музея в селе Лопанка Целинского района.

В свои 60 с небольшим Игорь Сергеевич имеет всё, о чём мечтал, – песни и музей.

Реставратор и антиквар

Коллекционер Александр Запорожец более 20 лет возвращает к жизни самовары. До этого работал энергетиком на Ростсельмаше. После дефолта жизнь его изменилась, хобби переросло в дело жизни. Запорожец покупал за копейки старые предметы, восстанавливал, учился ремеслу, много ездил по России и за границу. Сегодня отреставрировать самовар Александр Васильевич может всего 5-8 часов, когда другому мастеру потребуется неделя. По его словам, русский самовар ценят и бережно хранят в семьях Европы, Канады и Африки.

Что же подарили гости?

Ростовчане привезли в Ермаковскую для будущего музея более десяти предметов казачьего быта. Расставили их на круглом столе в горнице, познакомили с историей экспонатов главу Администрации района Сергея Сягайло и журналистов «РВ».

«Этот самовар, который называется банка, – классический представитель семьи Царских самоваров знаменитой тульской фабрики братьев Баташевых. Видите, на нём – медали, — показывает Александр Запорожец. –Много, кто в мире делал самовары, – в Иране, Польше, Франции, Англии, Скандинавии. Но лучше русского — нет.

Чайник из латуни изготовлен в конце 19 века. Применяли его на рыбалке, охоте, ну и, конечно, на кухне. Рукомойник – понятно для чего? Крышка, правда, не «родная», подобрал её по размеру.

Медная кастрюля – тоже 19 века, тогда такая посуда очень ценилась. Это ручная работа: мастера брали лист металла, гнули, паяли, прикрепляли дно и ручки. Сковорода, шумовка — довоенного периода. А вот крепкая вещь – примус. В чём его уникальность? Две горелки! Я занимаюсь реставрацией с 1998 года, и за это время — 25 лет — в мои руки попал только второй такой редкий экземпляр.

Стеклянная четверть – бутылка объёмом три литра 300 граммов. Отличительная особенность – выемка на дне для удобства удержания. Ценятся именно такие, белого цвета, а бывают ещё зелёные, чёрные, коричневые. Ступа с пестиком, 19 век».

О каждом предмете Игорь Дзреев и Александр Запорожец говорили долго и подробно, давали советы, как и где лучше разместить в музее.

А что хозяева?

«Мы не ожидали, что вы привезёте столько ценных подарков и очень благодарны, — сказал Сергей Сягайло. – Мечтали, конечно, о самоваре – его в горнице очень не хватало. Я удивлен и поражён вашей щедростью. Знаю, что те, кто дарят, отдают, получают больше удовольствия и радости, чем принимающая сторона. И на ваших лицах это явно читается. Вы без тени сожаления расстаётесь с этими вещами, которые, благодаря вам, получили вторую жизнь. Спасибо. Новые экспонаты придают силу будущему музею».

«Я увидел своими глазами, чего здесь не хватает, — ответил Александр Запорожец. – Время до открытия музея ещё есть, мы обязательно приедем ещё».

«Все эти предметы прошли через Сашины (Александр Запорожец —  прим.автора) руки, очень бережные руки, — продолжил Игорь Дзреев. — Приятно, что экспонаты в вашем музее увидят много людей, особенно — дети. Старинные вещи без слов рассказывают о нашем прошлом, быте и устройстве жизни предков — донских казаков».

Кохвий с осельцом

(История от Игоря Дзреева)

Донские казаки очень любили кофе и пили его ежедневно. Вставали рано, управлялись по хозяйству. А в полуденный зной садились пить ароматный напиток, вприкуску ели бутерброды с сельдью. Сочетание сладкого и солёного очень нравилось нашим предкам.

Время обеда было легко узнать по стуку ступ — казачки выходили на крыльцо и начинали молоть кофейные зёрна. Кофе считался признаком достатка, был дорогим удовольствием.

Что делала казачка, когда кофе купить было не на что? Всё равно выходила со ступой и делала вид, что толчёт зёрна. Этим она демонстрировала, что деньги есть, что у них всё как у всех, и в семье достаток. Вот так донские казачки пускали пыль в глаза соседям.

Автор: Наталья Николаева

Фото автора

Районные вести