Действительно ли ежедневно нужно проходить 10 тысяч шагов

«Надо проходить ежедневно 10 тыс. шагов» — этот совет сейчас воспринимается чуть ли не как аксиома. Однако появились исследования, «смягчившие» норму до 6-7 тыс. шагов в день. При этом ходьба — самый доступный и дешевый способ поддерживать себя в форме. А чтобы не было скучно — можно ходить, играя и соревнуясь. Этот проект пять лет назад придумал и сделал популярным президент НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии имени И.Н. Бакулева академик РАН Лео Бокерия. Так зачем всем нам «прописана» фоновая ходьба? Об этом рассказал автор идеи.

#ИНТЕРВЬЮ

Лео Антонович, как вы придумали всех «поставить на ноги»?

Лео Бокерия: Благодаря достижениям технического прогресса мы перестали двигаться. Пандемия физической пассивности, по данным ВОЗ, является причиной 10% всех смертей в мире. Очевидно, чтобы снизить количество «сидячих смертей», необходимо повысить уровень активности людей. Вот мы и придумали проект «Человек идущий».

Вы предложили использовать склонность человека к азарту: ходить, соревнуясь с другими?

Лео Бокерия: Тема геймификации (игровых техник) в области здоровья и медицины начала активно развиваться в середине 2000-х годов. В это время появились первые исследования, которые показали, что использование игровых техник с помощью современных коммуникационных средств может быть эффективным инструментом для улучшения здоровья и повышения качества жизни. Наша идея была -создать соревновательную систему, не очень обременительную, ноинтересную и долговременную, чтобы успела сформироваться привычка к ходьбе. И сейчас у нас много проектов по повышению двигательной активности: «Прогулки с врачом», «10 000 шагов к жизни», «Маршруты здоровья» и т.д. Все они связаны с ходьбой.

Кто может участвовать в таких соревнованиях?

Лео Бокерия: Мы разработали бесплатное мобильное приложение «Человек идущий», оно не только считает все шаги человека за день (что мы назвали «фоновой ходьбой» — это наш термин), но и позволяет фиксировать и анализировать процесс этой ходьбы, определяя реальный уровень физической активности. Кроме того, приложение обладает системой коммуникационных инструментов — соцсети, мессенджеры, чаты. Это позволяет всем участникам, независимо от места проживания и возможности «живого» общения, общаться в рамках проекта, получать поддержку, находить друзей, участвовать в жизни команды.

А предмет соревнования — количество шагов в течение дня. Каждый может проходить больше, замещая ходьбой поездки на транспорте, выделяя время для прогулок. Соревнования проходят в шести категориях: студенческие, муниципальные, корпоративные, семейные команды и команды пенсионеров и групп ЗОЖ. В 2022 году у нас было 3500 команд, 93 тыс. участников, в 2023-м — 75 тыс. За пять лет в приложении зарегистрировалось 350 тыс. человек. Только что завершился очередной, новогодний этап общероссийского чемпионата. А впереди — новые старты.

О 10 тыс. шагов говорят, что сначала это был просто рекламный ход японского изобретателя трекеров для ходьбы, и уже потом это количество шагов стало «нормой». Это так?

Лео Бокерия: Я знаю эту историю. На самом деле не важно, откуда изначально взялась эта цифра. Если это и был рекламный ход, то очень удачный. За последние 10 лет в мире было проведено множество исследований, подтвердивших пользу ходьбы. Выяснилось, что для получения положительных результатов для здоровья и снижения рисков некоторых заболеваний достаточно увеличить активность до 5,5 тыс. шагов в день, но наиболее значимый эффект возникает как раз в районе пресловутых 10 тыс.

От каких заболеваний защищает ходьба?

Лео Бокерия: Прежде всего, от сердечно-сосудистых заболеваний. Поскольку эти патологии остаются лидером преждевременной смертности во всем мире, то снижение рисков на 20-30% — очень хороший результат. А дальше — профилактика инсультов, диабета 2-го типа, ожирения, деменции, болезней опорно-двигательного аппарата, депрессии и т.д. Цифры разные, но вывод один — регулярная ходьба снижает риски заболеваний и повышает продолжительность жизни. Крупные страховые компании по всему миру это учли и стали предлагать различные программы поощрения физической активности. Например, рекламная кампания Apple Watch началась с того, что одна из крупнейших страховых компаний Америки объявила — для всех пользователей часов будут снижены страховые взносы при условии передачи данных с трекеров физактивности в базу компании. Думаю, в порядке общественной инициативы обсудить возможные бонусы за поддержание физической активности можно было бы и в нашей стране.

Инфографика «РГ»

Автор: Ирина Невинная, Российская газета

Районные вести