Представьте, что вы нашли давно забытый клад, спрятанный кем-то несколько веков назад. И не говорите, что хотя бы раз не мечтали об этом.
Подставка для рюмок XIX века, изготовленная знаменитой фирмой Павла Овчинникова. Фото: Сергей Жуков/РГ
А ведь кому-то везет, и к ним случайно или неслучайно попадают монеты, украшения, редкая посуда и другие вещи, которые сегодня представляют ценность. А еще это уникальные свидетели истории, пережившие своих владельцев, войны и революции. Увидеть воочию подобные находки можно на выставке «Клады. Сокрытая история», которая недавно открылась и будет работать в Государственном историческом музее до 29 июля. Корреспондент «РГ» выбрал пять самых интересных кладов.
Этот самовар — часть клада семьи Нарышкиных. Фото: Сергей Жуков/РГ
1. Нарышкинский клад, дающий представление о повседневном быте столичной аристократии XIX — начала XX века, спас случай: в Петербурге в 2012 году полицейский заметил, как рабочие ночью грузят что-то в фургон у особняка Трубецких-Нарышкиных. Решил проверить, что в мешках, и обнаружил массу дорогостоящего серебра. Оказалось, при реконструкции дома между вторым и третьим этажами вскрыли полы и обнаружили тайник, в котором лежали 2 тыс. предметов, включая ордена и медали Российской империи, массивные подсвечники, сервизы, изготовленные отечественными мастерами, а еще посуда и столовые приборы иностранного производства. Все это было завернуто в газеты, датированные летом-осенью 1917 года, и пролито уксусом, что обеспечило почти идеальную сохранность. Очевидно, тогда думали, что революционная кутерьма быстро закончится, предметы достанут, протрут и будут ими пользоваться дальше.
По спрятанным документам удалось установить имя владельца. Это Сергей Сомов, штабс-ротмистр лейб-гвардии Его Величества Гусарского полка, муж Натальи Нарышкиной. Супруги иммигрировали и больше в Россию не возвращались, скончавшись в 1970-е годы в Европе. На большинстве предметов — герб рода Нарышкиных, на остальных — герб Сомовых, а это значит, что все делалось по индивидуальному заказу. Клад оценивается в 190 млн рублей.
2. Симферопольский клад в 1960-х откопали строители, расчищавшие на окраине города место под котлован. 328 разных предметов общим весом 2,5 кг. Истинные шедевры ювелирного искусства Золотой Орды, судя по наличию серебряной пайцзы, правившего в середине XIV века хана Кильдибека.
Ювелирные шедевры Золотой Орды, найденные в 1960-х в Симферополе. Фото: Сергей Жуков/РГ
Ценности принадлежали кому-то из ордынской аристократии, обладавшему значительной властью. По мнению некоторых ученых, им мог быть правитель Солхата — административного и торгового центра золотоордынских наместников в Крыму. О его особом положении свидетельствуют и высокохудожественные ювелирные изделия: цепи из медальонов с драгоценными камнями и жемчугом, браслеты и футляры для амулетов, изготовленные из тончайшей золотой проволоки в технике скани, монеты, разнообразные бляхи и подвески. Мотивы покрывающих их узоров различны по происхождению — в них сочетаются культурные традиции западных и восточных мастеров-ювелиров.
3. Ипатьевский клад первой половины XVI века найден при прокладке канализационных труб в 1895 году в Китай-городе. Тогда обнаружили пять шлемов-шишаков, пять кольчуг, 10 наконечников пик, наконечники рогатины и копий, фрагменты стремян, сосуд из красного металла с изображением оленя и серебряные монеты времен Ивана Грозного до его венчания на царство. Их спрятали в тайнике, обустроенном в подклете, который, видимо, завалило во время Большого Московского пожара летом 1547 года. Это весьма дорогие по тем временам предметы. Один шлем, например, стоил рубль. На эти деньги можно было купить корову или лошадь.
Вероятнее всего, клад из Ипатьевского переулка представлял собой арсенал, хранившийся в усадьбе на случай похода. Особенно интересны шлемы, отличавшиеся высоким навершием, которое называли шишом, отсюда и название — шишак. За счет вытянутой формы они защищали голову воина не только от рубящего оружия — меча, сабли, но и от ударного — боевого топора или шестопера.
Ипатьевский клад XVI века — арсенал, хранившийся в московской усадьбе на случай военного похода. Фото: Сергей Жуков/РГ
В 1897 году московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович передал часть клада Историческому музею.
4. Елшинский клад, датируемый VII веком, нашелся в 2000-х годах в Рязанской области. Его обнаружили нелегальные копатели на Елшинском (Чертовом) городище в верхнем течении реки Прони. В большом лепном горшке было спрятано 200 деталей женского убора: фибула, фрагменты браслетов, височные кольца, разные подвески, а еще более пяти тысяч стеклянных, янтарных и каменных бусин, детали поясных гарнитуров, часть накладок от которых использовалась в качестве подвесок, а также обрезки пластин и заготовки изделий. Предположительно, все это мог собрать мастер как сырье для дальнейшей переработки.
Елшинский клад VII века: в горшке было спрятано 200 деталей женского убора. Фото: Сергей Жуков/РГ
5. Клад посуды XIX века. В нем — блюдо, подставка для рюмок и поднос, изготовленные знаменитой фирмой Павла Овчинникова. Найдены в 1972 году в одном из зданий Московского шелкового комбината имени Щербакова. Например, золоченое блюдо с надписью «Петру Антоновичу и Аннъ Францовнъ Мусси. Отъ ткацкой артели» было поднесено супругам в 1889 году по случаю их серебряной свадьбы. Купец первой гильдии Петр Мусси входил в число учредителей Товарищества шелковой мануфактуры — одного из самых крупных текстильных предприятий Москвы.
Кстати. Что делать, если нашел клад?
Согласно Гражданскому кодексу, клад — это зарытые в земле или спрятанные каким-то образом деньги и ценные предметы, владельца которых установить невозможно. Если содержимое клада представляет собой культурную или историческую ценность (это должен быть именно клад, а не часть нелегально раскопанного культурного слоя), его необходимо передать в госсобственность — отнести в отделение МВД. За это полагается вознаграждение в 50% от стоимости клада.
Автор: Сергей Жуков, Российская газета