Завершилось всероссийское обсуждение изменений в школьных экзаменационных процедурах. В течение пяти дней представители Рособрнадзора, педагоги, ректоры и депутаты обменивались мнениями о том, как должны выглядеть Единый и Основной государственные экзамены. В Российской газете опубликовали все предложения, которые начнут разрабатываться в ближайшее время.
На специальный электронный адрес поступило более 900 предложений.
— Это обсуждение не просто формальность, а шаг к будущему, — подчеркнул руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. — Такие встречи стоит проводить не реже одного раза в год или хотя бы раз в два-три года. Мы готовы поддерживать постоянный диалог с учителями, родителями и местными властями, чтобы наши решения были тщательными и не создавали дополнительных проблем участникам экзаменов.
Все нововведения сначала будут тщательно прорабатываться и тестироваться на протяжении двух и более лет. Изменения в ЕГЭ 2025 года коснутся лишь тех форматов, которые указаны в демоверсиях. Эти демоверсии уже доступны на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), — добавил он.
Что взяли в работу, а что нет?
В ответе за ошибку
Поддержана идея, что при оценивании экзаменационных работ необходимо указывать, за какие конкретные ошибки и сколько баллов было отнято экспертом. Эта норма будет предложена для включения в регламент проведения государственной итоговой аттестации, — заявила директор ФИПИ Оксана Решетникова. Однако обсуждать внедрение искусственного интеллекта в процесс проверки работ пока рано.
«Искусственный интеллект действительно становится все более интегрированным в нашу повседневную жизнь, но мы пока не можем полностью полагаться на него для оценивания ответов участников ЕГЭ,» — отметила Решетникова. «В ближайшее время мы займёмся этой темой и проведем тщательный анализ.»
Опыты и эксперименты
Опрос о введении экспериментальной части в ЕГЭ по физике, химии и биологии вызвал значительные обсуждения. Многие участники согласны с тем, что эта идея имеет большой потенциал, однако её реализация на практике сталкивается с определёнными трудностями.
Проблема в основном заключается в техническом обеспечении: не везде имеется необходимое оборудование, а также не хватает квалифицированных специалистов для проведения экспериментов на экзаменационных пунктах. Что касается виртуального моделирования экспериментов, оно не сможет в полной мере заменить навыки, которые развиваются при проведении реальных опытов.
Мы обязуемся разработать перспективные модели как реальных, так и виртуальных экспериментов, и планируем приступить к апробации этих методов в 2026-2027 годах, — отметила Оксана Решетникова.
Умение разговаривать
В издании рассказали, что в ЕГЭ по литературе может быть добавлена устная часть, которая дополнит письменные задания. Эксперты считают, что это позволит оценивать навыки выразительного чтения, риторики и творческих заданий.
Устный экзамен имеет давнюю историю. Выпускники должны обладать как письменными, так и устными навыками, — отметил Сергей Зинин, возглавляющий комиссию по разработке контрольных измерительных материалов по литературе.
Директор ФИПИ Оксана Решетникова отметила, что введение устной части в ЕГЭ по литературе можно рассматривать как часть новой модели. «Однако это явно не делается в течение двух лет», — добавила она.
Экзамен на экране
До 2030 года специалисты будут оценивать целесообразность и удобство проведения ЕГЭ и ОГЭ в электронной форме. Для этого они планируют детально проанализировать опыт Москвы, где часть экзаменов по предметам после 9 класса уже осуществляется в компьютерном формате.
Необходимо также активное взаимодействие с регионами, чтобы понять, какие возможности и риски существуют в текущей образовательной практике. Важно, чтобы дети не испытывали излишнего стресса из-за нового формата на экзаменах, если они не привыкли к нему на уроках. Я считаю, что к 2030 году, если регионы будут к этому готовы, можно было бы провести эксперимент, — высказалась Оксана Решетникова.
Что касается вопроса о публикации демоверсий экзаменационных заданий, эксперты пока не пришли к согласованному решению. Некоторые из них полагают, что открытая доступность демоверсий может спровоцировать «натаскивание» на ЕГЭ по отдельным предметам, в то время как другие утверждают, что без примеров заданий трудно объяснить выпускникам и учителям, чего ожидать на экзамене.
В результате было принято решение провести отдельное широкое обсуждение этой темы.
Два в одном: Профильная и базовая математика
В ближайшем будущем единые государственные экзамены по математике, как базового, так и профильного уровней, могут быть объединены в один экзамен. Предполагается, что экзамен будет состоять из двух частей, различающихся по сложности. Если выпускнику не требуется математика для поступления в специализированное учебное заведение, он сможет завершить экзамен, просто набрав нужные баллы в первой части для получения аттестата, и покинуть пункт экзаменации.
— Мы планируем разработку новой модели интегрированного ЕГЭ по математике, проведем её испытания в различных регионах России и представим результаты к 2026 году, — рассказала Оксана Решетникова. — После этого будет принято решение о её внедрении в ЕГЭ.
На данный момент профильный и базовый экзамены по математике проводятся в разные дни и имеют различные системы оценки: профильный экзамен оценивается по стобальной шкале, а базовый — по пятибалльной. Тем не менее, аналогичное предложение по ЕГЭ по русскому языку не нашло поддержки.
Каждому свое
В ЕГЭ по обществознанию было предложено выделить обязательную часть, которая будет общей для всех выпускников, а также вариативные модули, зависящие от дальнейшего направления обучения в вузе, такие как философия, социология, экономика, политология, право и другие. Такой подход востребован университетами. Подобное разделение может быть реализовано и в экзамене по географии. В зависимости от выбранной специальности вузы заинтересованы в оценке знаний выпускников, как в области экономической, так и физической географии.
Три ЕГЭ для технарей
В следующем году в крупных технических университетах страны может начаться новый эксперимент. Планируется, что абитуриенты будут зачисляться на основе результатов трех ЕГЭ: по профильной математике, физике и информатике. Знания по русскому языку также будут учитываться, но в формате «зачет»/»незачет», с введением минимального порога баллов для получения зачета.
Это инициатива получила поддержку от ведущих инженерных вузов России. Мы предлагаем реализовывать эту идею поэтапно, чтобы у учеников, школ и педагогов было время для подготовки, — подчеркнул ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.