Сто лет назад перед Россией стояли те же самые мучительные вопросы, что и сегодня. Дело не в большом количестве врагов или в мечтах Москвы о восстании всего мира голодных и угнетенных. Речь идет о любви. В те времена «Правда», выступая в роли главного наставника для всех газет, серьезно разъясняла, как должен жить и любить новый гражданин, выбравшийся из-под руин старого режима. В Российской газете рассказали о браках и любви в советское время.
Итак, октябрь 1924 года, когда новая экономическая политика вступает в силу, народ постепенно находит удовлетворение в жизни, страхи гражданской войны остаются позади, а червонец возрождается как символ богатства. За 1,94 рубля можно получить 1 доллар. Есть повод для гордости и силы! Обогащайтесь! Накопите благосостояние! Правильно? Конечно, нет! «Наша семья не должна превращаться в ячейку, задача которой — накапливать собственные богатства. Семья коммуниста должна быть прототипом маленькой коммунистической ячейки» («Правда», 4 ноября 1924 года).
А как же любовь? «Говорить, что должна быть полная свобода чувств — не значит, что в зависимости от своих случайных и временных настроений можно менять отношения, — это неправильно»! Между тем какое это было благополучное время! «В 1921 году в Петрограде доля разводов среди браков, длившихся менее года, составляла 33%, среди браков, длившихся от одного года до двух лет, — 19%» («Демографическая модернизация России» (ред. А. Вишневский). Всего-то! А ныне на каждые 100 браков приходятся 72 развода (2023 г., Росстат). Райские были времена!
А как насчет любви? «Говорить, что должна быть полная свобода чувств — не значит, что в зависимости от своих случайных и временных настроений можно менять отношения, — это неправильно»! Между тем, это было благополучное время! «В 1921 году в Петрограде 33% разводов приходились на браки, существовавшие менее года, а 19% — на браки от одного до двух лет» (по данным книги «Демографическая модернизация России», ред. А. Вишневский). Всего-навсего! А сейчас на 100 заключенных браков приходится 72 развода (по данным Росстата на 2023 год). Какие же это были райские времена!
А вот еще проклятый вопрос: «Жизнь — это наслаждение? Или классовая борьба важнее?» Газета «Правда» учит: «Беспорядочные половые отношения, несомненно, вредно отражаются на организме, подрывают его силы, ослабляют человека как борца, как коммуниста. Силы человеческие ограничены, чем больше сил и внимания — психического и другого — отдается этой стороне жизни, которая вполне законна и правильна, — тем меньше остается сил на другие функции коммуниста. Если он много разнообразия ищет в половой области, то он, несомненно, отдает на это слишком много сил и дает нам коммуниста с изъяном» («Правда, 4 ноября 1924 г.).
Коммуниста с изъяном быть не должно! Функции его не должны быть ограничены! Долой недостаток сил сами знаете от чего! Так нас учил в докладе в «Правде» А.Сольц, член Центральной контрольной комиссии РКП (б). Но как изжить этот изъян? Как не пустить партийца налево? Или еще куда-нибудь?
На это есть ответ, и тоже в «Правде». Четверг, 30 октября 1924 года, сто лет тому назад, первая страница, почти передовая. Жил-был собственник партбилета N 471642 — «жгучий брюнет, глаза имел голубые, рост средний». В 29 лет «партбилет 471642 заключил, что результатом тоски и уныния является одиночество», подав брачное объявление в «соседнее государство, в Латвию», где издавалась якобы правительством «брачная газета», ибо таковой в красной Москве не было никогда.
Дал он такое объявление: «Господин, интеллигент, 29 лет, материально обеспечен, в Москве, серьезно желает жениться на латышке, желает вести переписку». На что получил «90 изящных писем, перевязанных розовой ленточкой, со вложением фотографических карточек».
Коммуниста с изъянами быть не должно! Его полномочия не должны быть ограничены! Убирайте недостаток сил, вы и сами понимаете откуда! Так нас научил A. Сольц в своем выступлении в «Правде», являясь членом Центральной контрольной комиссии РКП(б). Но как устранить этот дефект? Как не позволить партийцу сбиться с пути? Или уйти налево?
На этот вопрос есть ответ, также в «Правде». Четверг, 30 октября 1924 года, ровно сто лет назад, на первой странице, почти в передовице. Жил-был владелец партбилета N 471642 – «жгучий брюнет со синими глазами и среднем ростом». В 29 лет «партбилет 471642 пришёл к выводу, что причиной тоски и уныния служит одиночество\», разместив брачное объявление в «соседней стране, в Латвии», где, якобы, издавалась правительственная «брачная газета», поскольку в Красной Москве её не существовало.
Объявление гласило: «Господин, интеллигент, 29 лет, материально обеспечен, проживающий в Москве, серьезно желает жениться на латышке и готов вести переписку». В ответ он получил «90 изящных писем, перевязанных розовой ленточкой, с фотографиями».
Эльза: «Приходится предполагать, что в России недостаток женщин, что граждане должны искать их в соседних государствах. Я — владелица небольшого недвижимого имущества в Латвии. Мне 21 год, роста я высокого, блондинка, нрава довольно веселого».
Звучит многообещающе. Но нехватка женщин в России? Обидно! Есть еще одна — Анита: «Когда я прочитала ваши слова, меня охватило странное ощущение, будто мы знакомы, как будто где-то уже встречались, может, в прежней жизни, давно, когда человек не в силах вспомнить, как после сладкого сна». Что с ней случилось, с Анитой? Где она сейчас? Где её жизнь, которая медленно текла в 1920-х?
Гильда: «Вы настойчивы, и я тоже». И так далее, пока зоркий взгляд партийного контроля не прервал этот обмен писем. Что с тобой, N 471642? Куда ты скрывался, укрыв свою одинокую душу? Ведь к письмам, их было девяносто, ровно сто лет назад прилагался «партийный билет N 471642», ясно вытащенный из кармана владельца. И «всё это заняло своё место в архиве учреждения, активно занимающегося нарушениями партийной этики».
Как строго! Хватит почтового обмена с соседями! А что это еще: «Цена целомудрия»? Подпольный фильм? Непристойный роман? Нет, это статья в «Правде», 22 октября 1924 года, первая страница — значит, сверхважно! Молодожены хотят развестись спустя месяц после свадьбы. Она — «молодая, стройная, полная крестьянской силы и здоровья, резко повернулась к мужу и уставилась на него искрящимися глазами. — Так это ведь он мой муж, — с насмешкой проговорила она. — Больше месяца мы спим как два бревна: лежит рядом и ничего». Театральная пауза. «Взрыв смеха сотряс все старое здание волостного совета. Она, краснея от волнения и сдерживаемого стыда, чуть не плача рассказывает. — Хоть сейчас свидетельствуйте меня — девица».
Далее происходит заинтересованное выяснение ситуации. «Что случилось, парень? Ты живой?» — «Живой!» — отвечает молодой супруг. Здоров ли? Здоров! Совсем здоров? Совсем! Так что же произошло?
«Это хитрость богатых!» — объясняет она окружающим. — «Им нужна была работница, а нанять не могли: платить придется, а власть будет давить на хозяина, да и работать такую бездельницу никто не станет. Поэтому меня и выдали замуж временно». «А почему он тебя бережет?» — «У них с отцом была договоренность: я поработаю, сколько смогу, а потом он со мной разведется и ничего не вернет, кроме приданого. Если будет ребенок, советская власть заставит его платить. Вот он меня и не трогал, чтобы не было убытков. Я хорошо додумалась скоренько! Время идет, мои лучшие девичьи годы!»
Она шагнула вперед, гордо расправив грудь, полную злости, стыда и обиды за разбитые мечты.
Больше никогда! Эта мужская жадность! Девочки, не выходите замуж — ничего хорошего не ждет! Брак — это классовая борьба. Пусть кулацкий класс останется без потомков!
Жизнь в 1920-х была веселой. Не смейтесь — это всерьез. Через сто лет и о нас вспомнят.
О чем стоит задуматься? Не заставлять семьи действовать против своей воли. Не выставлять чрезмерные требования с криками и агрессией — только так, а не иначе. Проявлять заботу, а не жесткость. Быть поддержкой, чтобы российским семьям стало проще, спокойнее, сытее и надежнее воспитывать детей. Не оказывать давление — никто не любит, когда на него давят. Семьи будут противостоять этому. Создавать условия, чтобы они могли в тишине накапливать имущество, объединяться по своему желанию — желательно крепче — и чтобы могли спокойно любить друг друга, не заботясь о том, чтобы угодить власти или кому-то другому. Важно обеспечить выгоды для тех, кто хочет иметь больше детей, особенно первенцев. Человеческая природа стремится к единству — в конечном счете, это возьмет верх.