Павел Харламов из Михайлова человек увлечённый – восстанавливает старые автомобили и делает шедевры из металла. В кузнице — покоритель металла, дома – любящий семьянин.
В арсенале у Павла Николаевича три старых автомобиля «Волга» (один на ходу) и мотоцикл «ИЖ-Планета Спорт»». А ещё на счету мастера сотни изделий из металла, выполненных по растительным и сказочным мотивам, морской тематике, и много других. Всё вручную, в собственной кузне.
Приняв приглашение Павла проехать на автомобиле, который мне почти ровесник, честно сказать, подумала: «Интересно, но вряд ли понравится. Вот если бы с комфортом на современной иномарке!»
Но своё мнение поменяла почти с первой же минуты. Переднее сиденье — мягкое и удобное, скорее схожее с диваном, а перед глазами открывается широкий обзор благодаря большому лобовому стеклу.
Когда «Волга» набрала скорость и мягким ходом выехала на асфальтированную дорогу, то летящий впереди олень (знаменитая эмблема авто) заискрился на солнце. И мне показалось, что мы летим навстречу ветру вслед за ним. Просто здорово!
Была работа, стало хобби
Увлечение машинами у сварщика по образованию Павла Харламова началось ещё в юности, а первый раритетный автомобиль ГАЗ-21 «Волга» 1967 года выпуска появился в его гараже в 90-е годы. Мастер сам варил, красил.
1967 года выпуска была первая «Волга» в коллекции Павла Харламова.
«Старые машины с душой – мягкие на ходу, ехать приятно, — делится Павел Николаевич. – Правда, немного шумные, но это не проблема, если установить новую шумоизоляцию».
Сейчас у Павла уже другая «Волга», необычного голубого цвета, 1966 года выпуска, жители района ежедневно видят её на дорогах. Автолюбитель использует авто как средство передвижения.
ГАЗ-М-21 «Волга» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год, является преемником модели ГАЗ-М-20 «Победа». Производство ГАЗ-21 на самом ГАЗе продолжалось до 15 июля 1970 года, но ещё долгое время после этого сборка новых автомобилей продолжалась на авторемонтных заводах. Встречаются «ремзаводовские» машины выпуска вплоть до второй половины 1970-х годов.
В «Волге» Павла стоит всё родное: двигатель, коробка, мост, салон. Поменял только карбюратор, чтобы сократить расход бензина, и переделал зажигание на электронное.
«Не варилась ни разу, окрашивалась в 2005 году только потому, что выгорела краска. Совсем недавно появились очаги ржавчины, по весне поставлю на ремонт, — говорит Павел Николаевич. — С супругой ездим на ней в Ростов, Воронеж без опасения. Люди обращают внимание, показывают «класс», фотографируются».
А скептикам, которые советуют выбросить машину на помойку, у мужчины один ответ: «Когда вашему автомобилю будет 60 лет, тогда и поговорим. А ещё: через год новое авто станет на 500 тысяч дешевле, а моё, родом из СССР, только дорожает».
У Павла Харламова ещё две машины в резерве. Вся техника с документами.
«Белая «Волга» 1967 года выпуска очень красивая, много хрома – скоро буду восстанавливать. Для этого у меня есть все условия: кузовной цех, оборудование, а главное желание, — поясняет коллекционер-любитель. – Чёрную оставлю на потом — не хватает времени. Сейчас в работе редкий мотоцикл 80-го года – «ИЖ-Планета Спорт»».
«ИЖ Планета Спорт» — дорожный мотоцикл среднего класса для туристических и спортивных поездок в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским мотозаводом с 1973 по 1984 год.
Спрашиваю: «Владельцы со старой техникой расстаются без сожаления?». Павел поясняет, что продают не хозяева, а наследники. Они не видят смысла содержать рухлядь, а ведь старый автомобиль – это легенда, история.
«У нас с супругой всегда были редкие автомобили, для нас это не только средство передвижения, а ещё и хобби», — говорит он.
Мастер – золотые руки
Ещё одно увлечение нашего земляка – художественная ковка металла. «Сначала кузница была у меня дома. Не знаю, как соседи терпели! – улыбается Павел. – Уже несколько лет, как выкупил помещения в промзоне. Работа ладиться, вот только жаль, что не могу найти себе единомышленника – не каждому нравиться воплощать свои творческие идеи в жаркой кузнице».
К созданию любого изделия мастер подходит творчески, вкладывает душу, поэтому результат всегда на высоте и каждая вещь индивидуальна, а цветы, виноград и другая растительность, как настоящие.
«Я покупаю только металл, а все элементы делаю сам, вручную. Например, на одном из изделий у меня было 300 цветов, столько же шариков внутри каждого, — делится кузнец. — Очень серьёзно отношусь к покраске, обидно будет, если вещь поржавеет через полгода, а ты вложил в неё столько труда».
Участвовал Павел Харламов и в профессиональных конкурсах как в области, так и на федеральном уровне. Его работы получили высокую оценку жюри. А в 2019 году наш земляк вошёл в пятёрку творческих людей в областном конкурсе «Лучший мастер по художественной обработке металла (ковка)».