Электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ) становятся всё популярнее. В прошлом году количество самокатов выросло на 20,6% — их стало больше 400 тысяч. Арендой воспользовались 25,3 миллиона человек.
Но чем больше людей выбирают этот транспорт, тем острее становится вопрос его регулирования. Эксперты «Российской газеты» признают: ситуация выходит из-под контроля.
Что происходит на дорогах?
По данным директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман, только за начало сезона в России совершается около миллиона поездок на СИМ ежедневно. К пиковому сезону эта цифра может достичь 2 миллионов. Звучит впечатляюще, но не все так радужно. По статистике МВД, в 2024 году произошло 4 426 ДТП с участием таких средств передвижения — это на 42,8% больше, чем годом ранее. В этих авариях погибли 54 человека, включая 6 детей, а ранения получили более 4,5 тысячи человек, среди которых 1165 — дети.
Кикшеринговые компании стараются бороться с нарушителями. Например, они ввели штрафы за опасное поведение: до 100 тысяч рублей за серьезные нарушения, а за поездки вдвоем или с подростком — до 150 тысяч. Но эти меры работают только для арендованных самокатов. Что делать с владельцами личных устройств? Это пока «серая зона».
Где проблема?
Главная сложность в том, что электросамокаты и другие СИМ до сих пор не имеют четкой классификации. Они оснащены двигателем, но не считаются полноценным транспортом, как мопеды или мотоциклы. Правила дорожного движения для них не прописаны, а штрафы за нарушения минимальны — всего 800–1500 рублей. Предложенные поправки в КоАП и ПДД уже год обсуждаются, но даже не дошли до Госдумы.
Более того, сами устройства часто не сертифицируются. Производители указывают только пиковую мощность двигателя, а длительную нагрузку — ту, которая важна для классификации — вообще не маркируют. Без этого невозможно определить, к какой категории отнести транспорт: к игрушке или полноценному средству передвижения.
Что предлагают эксперты?
Глава Научного центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрий Митрошин считает, что без четкой классификации и регистрации СИМ ситуация не изменится. Сейчас камеры могут фиксировать нарушения только арендованных самокатов — ведь компания знает, кто и когда им пользовался. Но если аварию устроил владелец личного устройства, найти его почти невозможно.
Кикшеринговые компании пытаются помочь, разместив знаки на своих самокатах. Однако эти знаки не имеют ГОСТа и не прописаны в правилах. То есть они действуют только внутри компаний. А что делать с остальными?
Статистика говорит сама за себя: половина всех ДТП с электросамокатами связана с арендованными устройствами, вторая половина — с личными. Проблема касается не только водителей, но и пешеходов. Например, если самокатчик сбивает человека и скрывается, найти его крайне сложно. Особенно если это был личный самокат.
Эксперты единодушны: нужен закон. Поправки в ПДД и КоАП должны быть приняты как можно скорее. Также важно начать сертификацию и регистрацию всех СИМ — как арендованных, так и личных. Без этого количество аварий будет только расти, а безопасность на дорогах — снижаться.