Цены на АИ-95 снова растут, а заправки в регионах то и дело «садятся на ноль». Эксперты предлагают неожиданное решение — добавлять в бензин метанол. Опасно ли это, узнала «РГ».
Ситуация на топливном рынке обостряется: из-за остановок НПЗ, скачков спроса и логистических сбоев бензин дорожает быстрее инфляции — АИ-92 и АИ-95 подорожали уже на 8% с начала года. В поисках быстрого решения в отрасли вспомнили про метанол — дешёвый спирт, который может повысить октановое число и увеличить объёмы выпуска топлива. Звучит заманчиво: Россия — один из крупнейших производителей метанола, а спрос на него упал после 2022 года. Казалось бы — идеальный выход?
Но метанол — это яд. Он токсичен, разъедает резину и пластик, впитывает воду, вызывает коррозию и может привести к пожарам. В большинстве стран его добавляют в бензин в строго ограниченных дозах (в ЕС — до 3%, в США — до 5%), и только в современных автомобилях, специально адаптированных под такие смеси. В России же — ни запрета, ни разрешения. Юридический вакуум: производители боятся рисковать, ведь последствия могут быть катастрофическими.
Дмитрий Гусев, эксперт топливного рынка, считает: если разрешить 3% метанола — можно получить дополнительно 900 тысяч тонн бензина в год. Это снимет напряжение в пиковые сезоны и даже позволит нарастить экспорт. Себестоимость топлива упадёт — а это значит, возможно, и цены на АЗС замедлят рост.
Но Сергей Фролов (NEFT Research) и Олег Абелев («Риком-Траст») предупреждают: риск слишком велик. Российский автопарк — один из старейших в мире. Уплотнители, шланги, топливные насосы — всё это не рассчитано на агрессивный спирт. Машины начнут «течь», двигатели — ломаться, а в худшем случае — возгораться. Метанол снижает энергоэффективность: чтобы получить ту же мощность, нужно вдвое больше топлива. И не забываем: смертельная доза — всего 50 мл. Пары, утечки, несчастные случаи — всё это реальные угрозы.
К тому же, переход потребует колоссальных инвестиций: переоборудование НПЗ, замена резервуаров на АЗС, новые шланги, пистолеты, логистика. По сути — создание новой отрасли с нуля. И ради чего? Когда на рынке уже есть безопасные альтернативы — МТБЭ, ТАМЭ и другие присадки.