Публикация подготовлена по материалам Межпоселенческой центральной библиотеки.
В марте 1876-го в Области Войска Донского образовалась станица Ермаковская. Под её заселение отводились свободные земли в I Донском округе. Благодатным куском богатого чернозёма оказалась Хрулёва балка.
Называлась она по имени калмыка Хруля, который разводил на пастбищах этих мест 20 тысяч голов овец. Кибитка его стояла на возвышенности, на краю балки. По дну оврага протекала чистая родниковая вода — источник для людей и животных. Хруль забил его шерстью и ушёл, когда появились первые переселенцы.
ФИЛИПП И ЛИПАТ
Основатели Хрулёва — крестьяне, приехавшие из Полтавской губернии Коноплин и Тарапухин, из Харьковской — Рябоконь, Галушка, Болотин, из Воронежской — Рудаевы, Кулешовы, Гордиенко.
Шли крестьяне из других губерний: Курской, Орловской, Рязанской. Искали более плодородные земли и казаки. Осенью 1882 года в балку переселились до 200 казачьих семей. Их дворы расположились по южной стороне. Места и размеры наделов определяли на свой выбор, полевую землю получали по девять десятин на мужскую душу семьи.
Иногородним, людям не казачьего происхождения, досталась северная сторона балки, землю им выделяли по усмотрению казаков. На первых сходках избрали местную власть — старосту, им стал Филипп Рябоконь. Хутору дали название по балке — Хрулёв.
Казаки же избрали атамана — Липата Крылова. По его фамилии назвали свой населённый пункт, приписав его к юрту станицы Ермаковской. В то время как Хрулёв расположился на свободных войсковых казачьих землях.
В Списке населённых мест Области войска Донского по переписи 1873 года, изданном в Новочеркасске двумя годами позднее, упоминается хутор при балке Хрулёвой Зазерской волости I Донского округа, расположенный в 48 верстах от Михалёвской почтовой станции. Число дворов — 86, жителей — 297 мужчин и 289 женщин, плугов — 42, лошадей — 103, пар волов — 192, прочего рогатого скота — 401, овец — 943 головы.
ДЕТЕЙ – В БАТРАКИ
Плодородные свежие земли давали обильные урожаи, на богатых пастбищах гулял породистый скот. Многие казачьи дворы богатели. А в Хрулёве в большинстве своём они были бедняцкие. Жители отдавали в батраки малых детей, да и сами трудились у зажиточных казаков Даниловых, Крыловых, Сизовых, Петрухиных, Беловодовых, Дадоновых и других.
В 1890-м на средства прихожан построена православная Троицкая церковь. Священник Солнцев старался привлечь больше верующих. Через год открыта приходская школа.
В 1902-м году в приходе существовала ещё и школа грамоты. Заведующий — священник Василий Никольский, учитель — унтер-офицер Яков Мартыненко. Обучались 23 мальчика и 15 девочек.
Появились в Крылове лавки. В 1890-е мануфактурой торговали Николай Воеводин и Никита Камнев. В 1901-м галантерейную и бакалейную лавки держал Федор Канайков. Мария Сидорова и В.Шейко (имя не сохранилось) также имели бакалейные. К 1912 году открылись еще галантерейная у Никиты Воеводина и мануфактурная у Семёна Дубового. Работали маслобойка, паровая мельница и 12 ветряных.
ЛЕТОМ 1914 ГОДА…
…вспыхнула Первая мировая война. По мобилизации из Крылова на фронт ушли 200 казаков, из Хрулёва — около 80 иногородних. В начале 1918-го они стали возвращаться домой. Многие были настроены по-большевистски, старые казаки встречали их враждебно: «Мы землю кровью завоёвывали и без боя и крови не отдадим». На борьбу с новыми веяниями встали атаман Наумкин, священник Никольский и учитель Попов.

1917 год. Крыловчане на Гражданской войне. Сидит в первом ряду крайний слева — Гаврил Ищенко, справа — Владимир Гордиенко. Фото предоставлено МЦБ
В Хрулёве тайно от казаков фронтовики решили защищать советскую власть. Под руководством Василия Гончарова, Николая Аленченко и Николая Жиренко ушли они в Морозовский красногвардейский отряд под командованием рабочего Ивана Мухоперца. По приказу Наумкина их родители были арестованы, у всех на виду замучен «за измену казачеству» Анисим Жариков.
С середины 1918-го Крылов и Хрулёв переходили то к красным, то к белым. К концу Гражданской войны исчезли магазины, богатые дома стояли заброшенными, сады порубили на дрова. Остались нетронутыми лишь две церкви. В январе 1920-го хутора окончательно перешли большевикам.
«МЫ ЗЕМЛЮ КРОВЬЮ СВОЕЙ ЗАВОЁВЫВАЛИ…»
Стала укрепляться новая власть. Образован Крыловский сельсовет, вошедший в Тацинскую волость Морозовского округа. В его составе — Крылов, Хрулёв, Ковылкин, Бобовня, Сенной, Нижняя Вязовая, Верхняя Вязовая, Мартышкин. В хуторах с населением более 7 тысяч человек насчитывалось свыше 1,4 тысячи хозяйств. Совет рабочих и крестьянско-казачьих депутатов возглавил казак Нестер Попов, впоследствии погибший от пули врага.

Все хотят сфотографироваться на фоне первого трактора, появившегося в Крылове. 1920-е. Фото предоставлено МЦБ
В 1921 году стали возвращаться домой фронтовики. Пришли коммунисты Николай Аленченко, Тихон Зыбинский, Владимир Гордиенко, Гаврил Маликов. Вокруг них образовался актив из бедняков, сочувствовавших большевикам.
В 1924-м при Крыловском сельсовете создали партийную ячейку, секретарём её стал Семён Осадченко, работающий избачом и на почте. А председателем сельского совета избрали присланного «сверху» коммуниста, участника гражданской войны (воевал в отряде Ефима Щаденко, а затем в Морозовско-Донецкой дивизии, командиром артиллерийской батареи) Владимира Самарченко. Секретарём совета была Анастасия Шестёркина – учитель начальной школы.