Авто на ядерном ходу, самолет на водороде, летающая тарелка: Какие достижения СССР мы не можем повторить сегодня

Научно-технические достижения СССР, чье столетие мы отмечаем, обычно вызывают ассоциации с такими событиями, как запуск первого спутника и полет Гагарина, выход в Арктику атомного ледокола «Ленин», рекорды в области авиации, неординарные образцы оружия и военной техники.

Но список знаковых достижений Советского Союза шире. О некоторых забыли. Часть прорывных технологий была засекречена, над другими работы были остановлены из-за недальновидности вождей или из-за распада страны. И сегодня, вспоминая о них, трудно отделаться от ощущения, что это была другая цивилизация — более мощная, целеустремленная, устремленная в будущее. Многие достижения которой сегодня мы повторить, увы, уже не можем.

Летающая тарелка «ЭКИП»: аналогов не существует до сих пор

Проект «ЭКИП» («Экология и прогресс») — летающий аппарат, который имел возможность совершать взлет и посадку практически в любой местности. За границей его прозвали «русское НЛО» из-за характерной схожести с летающей тарелкой. Разработка велась в 1980-1990-х гг., было создано два опытных экземпляра, которые успешно прошли испытания. «ЭКИП» имел все предпосылки стать принципиально новым видом воздушного транспорта. Если бы не крах страны, где он родился…

Супертелескоп, опередивший свое время

Астрономы всего мира стояли в очереди в наше «Око планеты». Фото: kchr.ru

В начале 1960-х годов советские ученые получили от правительства «особое задание» — создать телескоп больше, чем у американцев (телескоп Хейла — 5 м).

Наши посчитали, что на метр больше будет достаточно, так как американцы вообще считали бессмысленным создание цельных зеркал размером более 5 метров из-за деформации под собственным весом. И в 1976 г. самый большой в мире 6-метровый телескоп БТА — Большой Телескоп Азимутальный — в Советском Союзе был построен. Причем сконструирован он был с использованием исключительно отечественных технологий, продемонстрировав лидерство страны в области создания оптических инструментов. А его радиус «зрения» в 1,5 раза превышал аналогичный показатель американского.

БТА был установлен в обсерватории пос. Нижний Архыз (Карачаево-Черкесия). Астрономы со всего мира записывались в очередь, чтобы провести наблюдения с помощью «русского чуда», которое назвали «Оком планеты».

Пальму первенства БТА держал до 1993 г., когда на Гавайях заработал телескоп Кека с 10-метровым зеркалом. О подготовке достойного ответа в РФ уже и не думали.

«Буран»: триумф советских технологий

«Буран» был рассчитан на 100 полетов в космос, но совершил лишь один. Фото: РИА Новости

В космической программе «Энергия — Буран» был задействован 1 млн человек. Для доставки «Бурана» на космодром разработали крупнейший в мире самолет Ан-225 «Мрия». Это был триумф советских технологий. Первый и единственный полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. в автоматическом режиме, без экипажа на борту. Значительная часть технической информации о ходе полета считается утерянной, т.к. была записана на магнитных лентах для компьютеров БЭСМ-6, исправных экземпляров которых не сохранилось. Больше «Буран» не запускали, хотя он был рассчитан на 100 космических полетов. В 1993 г. проект свернули. В 2002 г. единственный летавший в космос «Буран» был разрушен при обрушении крыши корпуса на Байконуре, в котором он хранился.

Фото: kprf.ru

К-222 — самая быстрая подлодка

К-222 — советская атомная подводная лодка, ставшая самой быстрой в мире. В декабре 1970 г. на 100-метровой глубине она достигла скорости 44,7 узла (82,8 км/ч) — до сих пор в мире нет более быстрой субмарины. (Для справки: средняя скорость атомных подлодок сегодня — 30 узлов, или 55,5 км/ч). Построили К-222 из титана в одном экземпляре и за дороговизну прозвали «Золотая рыбка».

«Ракета» — пассажирский речной транспорт будущего

В 1957 г. в СССР запустили в серию первые в мире корабли на подводных крыльях «Ракета», которые предназначались для перевозок пассажиров на линиях протяженностью до 600 км, развивая скорость до 60 км/ч.

Конструкция оказалась крайне удачной, их покупали многие страны Запада, включая США, Канаду и Германию. Всего было построено 389 судов, которые работали на пассажирских маршрутах на десятках рек страны. Сегодня эксплуатация «Ракет» в качестве общественного транспорта сохранилась только на реке Лене.

Советская авиация — 100% собственных комплектующих

СССР — единственная страна на планете, которая производила все типы самолетов на 100% из собственных комплектующих. Она построила 40% мирового авиапарка. А «Аэрофлот» в 1976 г. стал первой в мире авиакомпанией, которая перевезла за год более 100 млн пассажиров.

Единственная в истории: «Волга» с ядерным мотором

«Ядерный лимузин» начинали строить на базе «Волги». Но если штатный двигатель весил 200 кг, то атомный — полтонны. Машина быстро разгонялась, но очень неохотно тормозила. Фото: Соцсети

Автомобиль на ядерном ходу действительно обсуждался в 1950-х — 1960-х годах — у американцев это был концепт Ford Nucleon, а в СССР — «Волга-Атом», причем в советском проекте был даже построен опытный образец. Так началась неизвестная история удивительной машины, которая могла бы перевернуть всю мировую автомобильную промышленность.

У истоков проекта стоял легендарный «атомный министр» Ефим Славский. В 1958-м как бы между делом он полушутя рассказал об американском эксперименте Хрущеву, а тот отреагировал неожиданно: «А почему бы и нам атомобиль не сделать? С ледоколом ведь получилось». И потом на все попытки убедить его, что, по мнению физиков, это невозможно, лишь отмахивался: «Тогда найдите других физиков».

В итоге создали специальное КБ, главной задачей которого стало создание ядерной силовой установки. И — фантастика! — двигатель, имевший немыслимые по тем временам характеристики, был создан. Пусть и весил не 200 кг, как у «Волги», а 500, но это же было лишь начало. В апреле 1965 г. машина выехала на испытательный полигон под Северском. По воспоминаниям испытателей, ощущения были весьма необычными: атомобиль был очень тяжелым, но повышенную массу компенсировала мощность двигателя. И еще мотор сильно грелся, и в салоне, несмотря на сибирскую прохладную весну, было очень жарко. Потому физики начали работу над второй версией двигателя. Но тут Хрущев умер, и интерес к проекту потихоньку спал. Две опытные машины утилизировали. А с ними ушел и безграничный и безрассудный энтузиазм той эпохи, в которой люди не боялись самых невероятных экспериментов.

Первый в мире самолет на водороде

Жидкий водород для Ту-155 на время испытаний размещали в салоне. Фото: РИА Новости

В апреле 1988 г. свой первый успешный полет совершил Ту-155: первый в мире самолет, где в качестве горючего использовался жидкий водород. Идея, выдвинутая еще генеральным конструктором Туполевым, обещала сделать переворот в мировой авиации: полеты выходили на порядок (!) дешевле и значительно экологичнее. По сути, это был прорыв в будущее.

В Ту-155, переделанном из всем известного Ту-154, советские конструкторы применили целый ряд неожиданных решений, аналогов многим из которых в мире нет до сих пор.

В ходе испытаний водород заменили на СПГ (сжиженный природный газ) — и тоже успешно. На Ту-155 было выполнено 70 полетов: 5 на водороде и 65 на СПГ (в т.ч. в Европу — Ганновер, Братиславу, Ниццу).

Ни одного ЧП! Но с распадом СССР проект тихо свернули: не до прорывов было.

«Каспийский монстр», поразивший Запад

Экраноплан «Лунь» на пляже под Дербентом — осколок иной цивилизации. Фото: Игорь Черняк

«Лунь», или как его еще называли «Каспийский монстр», — советский экраноплан, гигантский гибрид корабля с самолетом, одним своим видом наводивший ужас на западных «партнеров».

В сравнении с передовыми боевыми кораблями, выпускаемыми тогда в мире, имел 10-кратное преимущество в скорости. На воду был спущен в 1986 г., а в 1990 г. передан в опытную эксплуатацию. Летал над Каспием на высоте от 1 до 3 метров, выдерживал шторм в 5-6 баллов. Экипаж — 10 человек.

Сегодня единственный сохранившийся «Лунь» ржавеет на берегу Каспийского моря в 10 км от Дербента (Дагестан), поражая воображение редких добравшихся сюда туристов.

Кстати

Раньше Джобса

В 1957 г. московский инженер Леонид Куприянович создал прототип первого мобильного телефона ЛК-1. Он весил 3 кг, но уже через год вес устройства удалось снизить до 0,5 кг. Это было за 20 лет до появления первого сотового телефона Motorola DynaTAC.

В 1958 г. в Ленинграде создана ЭВМ «ЛИТМО-1» — прообраз персонального компьютера. Она производила 100 операций в секунду.

В 1968 г. в Омске был создан персональный компьютер. В 1973 году изобретатель получил авторское свидетельство N 383005, в котором подробно описал «программирующий прибор». Стив Джобс и Стив Возняк собрали в гараже свой Apple через три года.

Время первых

1. C 1967 г. Останкинская башня была самым высоким зданием мира — 540 м. Первенство упустила в 1974 г., когда в Польше построили 646-метровую Варшавскую радиомачту. Та, правда, рухнула в 1991 г., но тогда уже много чего было построено. Сейчас наша башня самая высокая в Европе, а в мире — N 8.

2. «Токамак» — первая в мире установка для управления термоядерным синтезом. Запущена в Москве в 1954 г. На ней была достигнута температура плазмы в 11,6 млн градусов. Ученый мир был шокирован. Запад бросился догонять СССР…

3. Первый советский автомобиль с автоматической коробкой передач был выпущен в 1977 г. Им стала Lada 1500S Automatic, экспортная версия ВАЗ-2103. Собирали ее в Тольятти, а коробку от General Motors ставили в Нидерландах.

4. Первый советский коллайдер начали строить в Протвино в 1983 г. Планировалось создать кольцевой тоннель длиной 20 км на глубине от 20 до 60 м. Параллельно к созданию Большого электронного коллайдера приступили в Европе, но наш по проектной мощности был сильнее. Европейцы свой проект закончили к концу 1980-х, а в СССР из-за финансовых проблем к 1991 г. было построено лишь 3 км. А в 1994 г. строительство прекратили.

5. С конца 1950-х в СССР велись работы по подготовке первого полета человека на Марс. Старт планировался на 8 июня 1971 г., возвращение на Землю — 10 июля 1974 г. Осуществить полет должен был ТМК — тяжелый межпланетный корабль, в одной из версий — с ядерным реактором. Но после смерти С.П. Королева проект закрыли.

Интернет страны Советов

Это событие не особо описывалось в газетах того времени и осталось практически незамеченным: в конце 1950-х в СССР создали проект глобальной компьютерной сети. Правда, не для широких масс трудящихся, а как автоматизированную систему управления экономикой СССР. Проект был основан на принципах кибернетики и включал в себя сеть, связывающую вычислительные центры предприятий во всех регионах страны. Назвали его ОГАС — Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации.

Внедрение ОГАС предполагало повсеместное применение электронных вычислительных машин (ЭВМ), от чего власти отказались из-за слишком большой цены. Хотя расчеты показывали, что система окупится за 15 лет.

Источник: Российская газета

В анонсе: Те, кто летал на «ЭКИПе», рассказывали, что это было как в фантастическом фильме. Фото: ekip-aviation-concern.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому