Фото: Wikimedia Commons

Действительно ли ежедневно нужно проходить 10 тысяч шагов

«Надо проходить ежедневно 10 тыс. шагов» — этот совет сейчас воспринимается чуть ли не как аксиома. Однако появились исследования, «смягчившие» норму до 6-7 тыс. шагов в день. При этом ходьба — самый доступный и дешевый способ поддерживать себя в форме. А чтобы не было скучно — можно ходить, играя и соревнуясь. Этот проект пять лет назад придумал и сделал популярным президент НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии имени И.Н. Бакулева академик РАН Лео Бокерия. Так зачем всем нам «прописана» фоновая ходьба? Об этом рассказал автор идеи.

Лео Антонович, как вы придумали всех «поставить на ноги»?

Лео Бокерия: Благодаря достижениям технического прогресса мы перестали двигаться. Пандемия физической пассивности, по данным ВОЗ, является причиной 10% всех смертей в мире. Очевидно, чтобы снизить количество «сидячих смертей», необходимо повысить уровень активности людей. Вот мы и придумали проект «Человек идущий».

Вы предложили использовать склонность человека к азарту: ходить, соревнуясь с другими?

Лео Бокерия: Тема геймификации (игровых техник) в области здоровья и медицины начала активно развиваться в середине 2000-х годов. В это время появились первые исследования, которые показали, что использование игровых техник с помощью современных коммуникационных средств может быть эффективным инструментом для улучшения здоровья и повышения качества жизни. Наша идея была -создать соревновательную систему, не очень обременительную, ноинтересную и долговременную, чтобы успела сформироваться привычка к ходьбе. И сейчас у нас много проектов по повышению двигательной активности: «Прогулки с врачом», «10 000 шагов к жизни», «Маршруты здоровья» и т.д. Все они связаны с ходьбой.

Кто может участвовать в таких соревнованиях?

Лео Бокерия: Мы разработали бесплатное мобильное приложение «Человек идущий», оно не только считает все шаги человека за день (что мы назвали «фоновой ходьбой» — это наш термин), но и позволяет фиксировать и анализировать процесс этой ходьбы, определяя реальный уровень физической активности. Кроме того, приложение обладает системой коммуникационных инструментов — соцсети, мессенджеры, чаты. Это позволяет всем участникам, независимо от места проживания и возможности «живого» общения, общаться в рамках проекта, получать поддержку, находить друзей, участвовать в жизни команды.

А предмет соревнования — количество шагов в течение дня. Каждый может проходить больше, замещая ходьбой поездки на транспорте, выделяя время для прогулок. Соревнования проходят в шести категориях: студенческие, муниципальные, корпоративные, семейные команды и команды пенсионеров и групп ЗОЖ. В 2022 году у нас было 3500 команд, 93 тыс. участников, в 2023-м — 75 тыс. За пять лет в приложении зарегистрировалось 350 тыс. человек. Только что завершился очередной, новогодний этап общероссийского чемпионата. А впереди — новые старты.

О 10 тыс. шагов говорят, что сначала это был просто рекламный ход японского изобретателя трекеров для ходьбы, и уже потом это количество шагов стало «нормой». Это так?

Лео Бокерия: Я знаю эту историю. На самом деле не важно, откуда изначально взялась эта цифра. Если это и был рекламный ход, то очень удачный. За последние 10 лет в мире было проведено множество исследований, подтвердивших пользу ходьбы. Выяснилось, что для получения положительных результатов для здоровья и снижения рисков некоторых заболеваний достаточно увеличить активность до 5,5 тыс. шагов в день, но наиболее значимый эффект возникает как раз в районе пресловутых 10 тыс.

От каких заболеваний защищает ходьба?

Лео Бокерия: Прежде всего, от сердечно-сосудистых заболеваний. Поскольку эти патологии остаются лидером преждевременной смертности во всем мире, то снижение рисков на 20-30% — очень хороший результат. А дальше — профилактика инсультов, диабета 2-го типа, ожирения, деменции, болезней опорно-двигательного аппарата, депрессии и т.д. Цифры разные, но вывод один — регулярная ходьба снижает риски заболеваний и повышает продолжительность жизни. Крупные страховые компании по всему миру это учли и стали предлагать различные программы поощрения физической активности. Например, рекламная кампания Apple Watch началась с того, что одна из крупнейших страховых компаний Америки объявила — для всех пользователей часов будут снижены страховые взносы при условии передачи данных с трекеров физактивности в базу компании. Думаю, в порядке общественной инициативы обсудить возможные бонусы за поддержание физической активности можно было бы и в нашей стране.

Инфографика «РГ»

Автор: Ирина Невинная, Российская газета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому