К 80-летию освобождения района. История Тацинского аэродрома

Появление аэродрома рядом со ст. Тацинская связано с началом Великой Отечественной войны. Воздушную гавань активно использовали советские и немецкие войска.

Аэродром в Тацинской, построенный по Постановлению Госкомитета обороны № 152сс от 15 июля 1941 года «О строительстве глубинных оперативных аэродромов и полос», располагался примерно в двух км южнее станицы.

НАШИ ЗАЩИЩАЛИ ДОНБАСС

Взлётная полоса с грунтово–гравийным покрытием имела размеры 1200 на 100 метров и была ориентирована в направлении с запада на восток. Привлекались силы не только Тацинского, но и Раздорского, Константиновского, Скосырского и Милютинского районов.

С лета 1942 года на аэродроме базируются бомбардировщики авиации дальнего действия, которые совершают налёты на немецкие войска, наступающие на Донбасс. С приближением немцев авиация дальнего действия перемещается восточнее, а на Тацинском аэродроме базируются советские штурмовики и истребители.

НЕМЦЫ ПОДДЕРЖИВАЛИ ПАУЛЮСА

В июле 1942 года Тацинский район оккупируют фашисты, и аэродром практически в исправном состоянии переходит в распоряжение немецких военно-воздушных сил.

Воздушный мост начал действовать уже 24 ноября 1942 года.  Интенсивность полётов германской транспортной авиации в окружённую группировку Паулюса в конце ноября фиксировалась на уровне 100-150 самолёто-пролётов ежедневно. Перелёт на самолёте Ju-52 из Тацинской до Сталинграда занимал всего около часа.

Эвакуация началась на рассвете 24 декабря, когда советские танки уже вышли к аэродрому. В это время здесь находились около 180 исправных самолётов.

ВОЗДУШНЫЙ МОСТ РУХНУЛ

В течение 45 минут в воздух поднялись 124 самолета. В 8.15 взлетел последний «Юнкерс», на борту которого находился командир 8-го авиакорпуса Мартин Фибиг со своим штабом. Однако, около семидесяти машин различных марок было уничтожено. 

По немецким данным, наземные подразделения люфтваффе за 24 декабря потеряли в Тацинской 115 человек, большей частью убитыми и пропавшими без вести. Наибольшие потери в обслуживающем персонале понесли 21-я и 22-я транспортные группы. На охранников, зенитчиков и строителей пришлось максимальное число потерь — 79 человек. В то же время отсутствие в списках потерь наземного персонала частей, оснащённых транспортными самолётами Ю-52, дает основание предполагать, что эти специалисты были всё же в последний момент эвакуированы из-под удара советских танков.

После того, как танкисты генерала Баданова оставили Тацинскую, немцы вновь вернулись на аэродром и разместили на нём эскадрилью истребителей, но транспортные самолёты на него больше не возвращались. Пребывание немецких истребителей было недолгим, советские войска стремительно вновь приближались к Тацинской, которая была освобождена 15 января 1943 года.

СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ ВЕРНУЛАСЬ

Спустя некоторое время, после проведения восстановительных работ и работ по разминированию, на Тацинском аэродроме вновь стали базироваться советские самолёты. Это были истребители 517-го и 774-го авиационных полков 282-й истребительной авиационной дивизии 17-й Воздушной армии.

В течение нескольких месяцев с этого аэродрома они летели прикрывать наши войска, а затем их сменили бомбардировщики.

По материалам книги историка-краеведа Андрея Харитонова «Легендарный танковый рейд 1942», изданной к 80-летию Тацинского танкового рейда при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому