Летящие в бессмертие. Как строили мемориал «Прорыв»?

Жители Ростовской области, да и других регионов России, проезжая через Тацинский район, видят на автодороге Ростов-Волгоград мемориал, посвящённый героям 2-го Гвардейского Тацинского танкового корпуса, внёсшим неоценимый вклад в разгром фашистских войск под Сталинградом. Этот памятник – визитная карточка муниципалитета.     

КАК ЭТО БЫЛО

С историей танкового рейда лично я, житель слободы Скосырской, был знаком с детства. Здесь в 1942-м бадановцы вынужденно вступили в бой с фашистами, вышли из него через несколько часов с немалыми потерями, как людских сил, так и боевой техники. Многие односельчане стали очевидцами тех событий, часто вспоминали тот декабрь. Тогда я даже не мог предположить, что смогу лично общаться с участниками героического сражения.

В сентябре 1967 года район отмечал 25-летие тацинского танкового рейда. Кстати, в эти дни и был открыт при райвоенкомате Музей боевой и  трудовой славы, танк Т-34  установили позже. Впервые после войны, как дорогих гостей встречали на нашей земле участников боевых действий. Выйдя из вагона, на перроне вокзала генерал В.М. Баданов произнёс: «Здравствуй, моя дорогая вторая Родина!» Эти слова были сказаны от имени всех, кто вместе со своим командующим прорвал вражеское кольцо. Тогда Василий Михайлович посетил и Скосырскую. Мне удалось слышать из уст прославленного генерала о том, как готовился и проходил беспримерный рейд, и какое значение этой военной операции придавало руководство страны. Волею судьбы позже я лично узнал многих бадановцев, был хорошо знаком с начальником штаба, а затем командиром корпуса, Героем Советского Союза, генерал-полковником Алексеем Семёновичем Бурдейным. И, уже будучи во главе районной партийной организации, пришёл к выводу, что на тацинской земле должен стоять памятник в честь участников этого события.

Время шло. В восьмидесятых годах прошлого века (другими словами, история мемориала началась около 35 лет назад) страна готовилась к 40-летию Победы. По заданию Центрального Комитета КПСС началась тщательная проверка состояния памятников воинам Великой Отечественной, по итогам которой было отмечено, что многие сооружения отличает низкий эстетический уровень. В принятом решении значилось: установить строгий контроль строительства таких объектов.

В Волгограде в те дни проходила научно-практическая конференция, где, наряду с другими военными операциями, отмечалась роль 24 танкового корпуса под командованием В.М. Баданова в успешном завершении Сталинградской битвы. В рамках операции «Малый Сатурн» именно бадановцам было  поручено незаметно, в условиях строжайшей секретности, по возможности не ввязываясь в крупные боевые действия, пройти почти 300 километров по территории, оккупированной фашистами, уничтожить в Тацинской крупнейший немецкий аэродром, снабжавший боеприпасами и продовольствием группировку Паулюса, окружённую под Сталинградом.

В конференции принимала участие делегация Ростовской области, которую возглавлял председатель облисполкома Николай Михайлович Иваницкий. Возвращаясь из Волгограда, он заехал в район, посмотрел наш музей, с большим интересом познакомился с историей легендарного рейда.  Всё это ещё больше вдохновило меня на строительство памятника. В то время из общего количества участников рейда оставалось в живых чуть больше 70 человек, они поддерживали тесные контакты с жителями о района.

ПОД ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Я хорошо понимал, что одного моего желания для строительства памятника недостаточно, нужны действия. Поехал к первому секретарю обкома КПСС Ивану Афанасьевичу Бондаренко, рассказал о планах, попросил совета. «Как быть с решением Политбюро? — спросил Иван Афанасьевич. — Понимаешь, Геннадий, официальное разрешение на сооружение памятника получить будет трудно. К тому же, ты должен знать, что если что-то пойдёт не так, мы тебя наверняка серьёзно накажем, возможно, даже исключим из партии. Единственное, что могу пообещать, если буду первым секретарём обкома, работу в области мы тебе найдём. А теперь думай и принимай решение сам».

Я собрал членов бюро райкома партии, и мы решили, что памятнику на тацинской земле быть. А Ивану Афанасьевичу доложил, что мемориал строить будем, а, в случае неудачи, готов ответить лично. Иван Афанасьевич сказал: «Смотри, будь внимательнее, это дело непростое. Вместе с председателем райисполкома А.М. Ковалёвым нам приходилось часто отвлекаться от текущих дел, но надо отдать должное руководителям коллективов, уровень дисциплины и ответственности кадров всех уровней в районе был высоким.

Но на деле всё оказалось куда сложнее, чем представлялось, но отступать было нельзя. Иван Афанасьевич Бондаренко меня тогда не бросил, нам помогли найти архитектора П.А. Ибалакова. К сожалению, он очень рано ушёл из жизни, но памятник открыть успел. Когда Пётр Андреевич впервые приехал в район, мы повели его в музей. Хотелось, чтобы будущее сооружение ярко отразило исторический момент – советские танки в глубоком тылу молниеносно раздавили врага, и ушли в бессмертие.

Слева направо: первый секретарь РК КПСС Геннадий Гончаров, начальник штаба танкового корпуса Алексей Бурдейный, дочь командира корпуса Клара Баданова, секретать РК КПСС Нина Ищенко, автор памятника Пётр Ибалаков и председатель райисполкома Андрей Ковалёв.

Уже через неделю он представил несколько вариантов эскизов, а ещё через несколько дней в мастерской Петра Андреевича, в подвальчике на углу пр. Соколова и ул. Пушкинской, мы увидели трёхметровый макет будущего памятника, изготовленного в гипсе. Полнейший восторг! Ну, а дальше – проектно-сметная документация, которую нам быстро подготовили в двух Ростовских проектных институтах, причём, за это даже не потребовали оплаты. Бумаги готовы. Нужны материалы, и очень непростые, в области таковых не было. Начались «многоходовые обмены» через руководство Главка Жирновского рудоуправления, который входил в структуру чёрной металлургии Российской Федерации. Три вагона листовой стали из Липецка ушли в Новосибирск, оттуда, в обмен, мостовая сталь — на завод-изготовитель…

В итоге на оборонном предприятии Ростова изготовили несколько секций будущей 35-метровой фермы из уникального по составу металла. Заготовки перевезли в самый большой цех Углегорского домостроительного комбината, руководил им тогда В.Я. Нохрин. Здесь и предполагалась окончательная сборка основной консоли будущего монумента. Нужны были специалисты, умеющие в совершенстве работать с листовым металлом, чтобы превратить его в поток летящих танков. Обратились в комбинат «Монументалист» Росмонументискусство, была такая организация на ростовской набережной Дона. Руководить работой по обшивке фермы памятника взялся Геннадий Холодный — молодой человек с интересной фамилией, золотыми руками и светлой головой. Спасибо ему большое.      

ПЕРЕД ТРУДНОСТЯМИ НЕ ПАСОВАЛИ

Из 11 бывших работников комсомольско-молодёжного коллектива цеха воздуховодов Тацинской райсельхозтехники создали бригаду. Ответственным за организацию работы назначили зав.промышленно-транспортным отделом райкома партии В.К. Бабакова. Задачу выполнили успешно. Хорошо помню ход заливки фундамента. Глубина – пять-шесть метров, согласно проекту, бетон нужно было укладывать непрерывным способом. Исполнителем стал коллектив Тацинского СМУ под руководством Г.С. Рубцова. Запустили несколько узлов по производству железо-бетонной смеси.

Приступили ранним утром, в надежде закончить к ночи. Убедившись, что дело пошло, я уехал. Возвратившись к месту стройки ближе к вечеру, обнаружил серьёзный сбой в планах – заливка затягивалась. На ходу вносили коррективы. Директор совхоза «Откормочный» М.М. Сорвилов и председатель колхоза «Рассвет» А.В. Жуков организовали горячее питание, прямо на объект привезли поваров и полевые передвижные вагончики для отдыха. Учитывая, что предстояло трудиться в ночное время, с военного аэродрома доставили передвижные электростанции для освещения и обогрева. Прекрасно понимая, что люди устали, срочно подобрали им замену. Подошли к рабочим, чтобы сказать им спасибо, и тут поняли, что это напрасная затея. Бригада решила иначе. «Не переживайте, мы никуда отсюда не уйдём, пока не закончим. Подменять нас не надо» — ответили земляки. Почти двое суток они не уходили с объекта, пока полностью не залили фундамент.

Ближе к завершению строительства возникла ещё одна идея – «усилить» монумент имитацией хвостов немецких самолётов. С этой задачей легко справился коллектив лучшей в России Тацинской райсельхозтехники под руководством Г.П. Рогозянова. Необходимо отметить, что благоустроительные работы были организованы методом «народной» стройки, участие в судьбе памятника принимал практически весь район. Ответственным назначили начальника управления бытового обслуживания А.И. Гудиков.

Когда на  заседании бюро райкома КПСС возник вопрос о его названии, кто-то произнёс: «Прорыв». Возражений не было.  9 мая 1983 года на 220 км автодороги Ростов-Волгоград был открыт мемориал, который и сегодня напоминает каждому проезжающему о бессмертном подвиге танкистов-гвардейцев, до конца выполнивших свой долг перед Родиной. От принятия решения о строительстве до открытия прошло чуть больше восьми месяцев. Когда вспоминаю об этом, не верится, что в такое короткое время удалось возвести важное сооружение. Я благодарен всем, кто принимал участие в создании этого символа нашей Победы.

Неудержимо идут годы. Одно поколение сменяется другим. Таков закон жизни. Времена сейчас другие, ценности в обществе значительно изменились, иными стали и отношения между людьми. Но все мы приходим на эту землю, чтобы оставить на ней добрый след. Старшее поколение тацинцев это сделало. Мемориал «Прорыв», как тысячи других, посвящённых Великой Отечественной войне, это и память, и благодарность всем, кто спас нашу Родину от порабощения, а может быть и от полного уничтожения. Об этом все мы должны помнить всегда.

Текст: Геннадий Гончаров, первый секретарь РК КПСС с 1980 по 1989 гг., Почётный гражданин Тацинского района

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому