В России наблюдается массовое закрытие автосалонов китайских брендов. За первые три месяца 2025 года прекратили работу уже 213 шоурумов — это больше, чем за весь 2023 год (187 точек), и втрое превышает показатель первого квартала прошлого года (67 автосалонов).
Причина кроется в том, что инвесторы массово отказываются от сотрудничества с марками, которые не оправдывают их ожиданий. Автомобильный эксперт Денис Гаврилов объяснил «Российской газете», какие факторы привели к такому явлению.
Дилеры активно пересматривают свои портфели брендов, оценивая их эффективность. К концу прошлого года стало очевидно, какие марки приносят реальную прибыль, а какие терпят убытки. В результате дилеры начали отказываться от контрактов с производителями, чьи продажи не превышают пяти машин в месяц. Примером таких марок стали Kaiyi, Livan, Dongfeng и SWM. Кроме того, Skywell полностью завершил свою деятельность на российском рынке.
Среди лидеров рынка ситуация выглядит более сложной. Некоторые популярные бренды, такие как Chery, Omoda и Jaecoo, переживают внутреннюю ротацию дилерских сетей. Например, в Санкт-Петербурге заметны изменения в распределении точек продаж этих марок. В то же время другие бренды усиливают свои позиции. Так, Changan увеличил количество автосалонов в городе, а Haval постепенно расширяет сеть, предлагая покупателям линейки Pro и City.
Наибольшее количество закрытий пришлось на марки Bestune, Kaiyi и DFM. Впервые в топ-10 брендов, чьи автосалоны прекратили работу, попали такие известные игроки, как Geely, Jaecoo, Jetour и LiAuto. Это говорит о том, что даже крупные производители сталкиваются с трудностями на фоне меняющегося рынка.
Массовое закрытие автосалонов вызывает вопросы о будущем китайских брендов в России. С одной стороны, некоторые компании демонстрируют уверенную экспансию, усиливая свое присутствие. С другой — низкие продажи и отсутствие стабильного спроса заставляют инвесторов отказываться от работы с менее успешными марками. Эта тенденция может стать началом серьезной трансформации автомобильного рынка, где место останется только за теми, кто способен предложить качественный продукт и поддерживать его конкурентоспособность.