В Российской газете рассказали о некоторых звонках, которые для многих выглядят странными и вызывают вопросы.
Почему когда вы ответили на звонок, на том конце сразу отключаются?
Звонят и висят, или просто молчат в трубку — а когда ты отвечаешь, сразу отключаются. В такие моменты возникает мысль: либо проблема со связью, либо собеседник не хочет говорить именно с тобой, или же его намерения недобрые, как, например, хочется запугать или обмануть. Это настораживает.
Безмолвные звонки или так называемые «призрачные» вызывают тревогу уже длительное время. В зависимости от возраста номера и популярности его владельца, а также элементарного невезения, можно получить до сотни таких звонков в день.
Есть два типа нежелательных вызовов: те, на которые можно ответить, и те, что звучат всего пару секунд, не оставляя шанса ответить.
Например, поступает вызов, который длится доли секунды, и ты попросту не успеваешь его принять, поскольку абонент сразу же отключается.
«Смыслом подобных звонков является побуждение абонента к действию. Мошенники надеются, что любопытный человек перезвонит, что станет индикатором активности номера и его общения», — комментирует эксперт в области телекоммуникаций Алексей Бойко.
По сути, речь идет о сборе или обновлении баз данных телефонных номеров. Эти базы затем перепродаются тем, кто занимается спамом, то есть рассылает SMS-сообщения или осуществляет звонки. Часто такие базы используются для спама в мессенджерах, так как многие пользователи активно используют не только телефон, но и приложения для общения. Звонить на такие номера также не имеет смысла, так как в большинстве случаев вы не получите ответа, а сам номер не принадлежит никому по сути.
Почему вы отвечаете, а в ответ — тишина?
С проблемами, когда вызовы длятся всего несколько секунд и оканчиваются тишиной с последующим сбросом после ответа, дело обстоит не так однозначно. SIM-карта может находиться в различных устройствах, таких как Wi-Fi-роутеры, камеры, шлагбаумы или другие гаджеты из категории «Интернет вещей», и в таком случае никто не ответит на звонок. Для рекламодателей или мошенников такие номера бесполезны, это лишь трата времени. Если вам удастся произнести «да» или «алло», система распознает, что на друг конце линии — живой человек, и номер попадет в более ценную базу данных.
Ситуация становится еще более сложной, когда попытка перезвонить выявляет, что номер больше не обслуживается. Можно предположить, что это аналогично «свету погасших звезд» — номер был уже заблокирован операторами, но автоматизированная система продолжает совершать вызовы на него, — замечает Бойко.
Надо ли, сняв трубку, говорить «да»?
Еще более детализированная информация касается телефонных звонков с применением технологий распознавания голоса. Системы могут попытаться определить ваш пол или возраст даже по простому «алло». Это предоставляет возможность еще больше сегментировать базы данных, что делает их более ценными для спамеров. Таким образом, можно будет осуществлять звонки с предложениями, ориентированными на мужчин или женщин, или на людей пожилого возраста.
Такой высший уровень прозвона включает в себя сбор биометрических данных, среди которых образцы голоса. В данном случае речь идет о попытке получить от собеседника утвердительный ответ «да», так как многие отвечают на звонки именно так. Эти действия совершенно незаконны.
«В подобной ситуации голос абонента может быть записан и впоследствии использован в мошеннических целях. К сожалению, в наше время возрастает количество случаев, когда для подтверждения удаленных операций используется голос, а не ввод паролей или кодов. Поэтому, получая звонок с незнакомого номера, лучше отвечать словами «алло» или «слушаю» и, если вы понимаете, что разговор не нужен, сразу же завершить общение», — добавляет Бойко.
А если в трубке начинает играть музыка?
Одной из самых раздражающих ситуаций является звонок, после которого начинает играть музыка, словно вы попали в очередь. И это действительно так. Многие сервисы применяют технологии виртуальных АТС, которые позволяют автоматически совершать первичные звонки по базе данных, а переключение на оператора происходит только после ответа живого человека. В то время как происходит обзвон, оператор занят другими клиентами, и вам предлагают подождать. По утверждениям разработчиков, это «в невероятной степени повышает продуктивность колл-центров». Однако для абонентов это лишь добавляет еще одну проблему.
Что же делать? Известный совет избегать звонков с незнакомых номеров кажется простым, но на практике он неэффективен. Каждый день нам звонят курьеры, службы доставки и различные магазины. Мы также получаем уведомления от банков и коды двухфакторной аутентификации, которые тоже могут приходить голосом. Более разумным решением может стать использование сервисов определения номера. Они работают с базами данных, включающими информацию от частных компаний по кибербезопасности и дополненные данными от пользователей.