Группа депутатов Госдумы предлагает снизить стоимость лицензии на розничную продажу алкоголя с 65 тыс. до 20 тыс. руб., но платить ее нужно будет с каждого магазина. Это позволит сделать доступным легальный алкоголь в глубинке и тем самым снизить долю спиртного сомнительного качества.
Сейчас за право торговать в розницу алкоголем 65 тыс. руб. в год должны платить и крупная сеть, и сельпо в небольшом селе. Такая стоимость лицензии зачастую непосильна для малых предприятий.
«Это приводит к полному прекращению их деятельности либо осуществлению ими розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, что, в свою очередь, способствует развитию нелегального рынка алкогольной продукции», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Основной объем нелегального алкоголя в стране (около 65%, или более 20 млн дал) продается через нелицензированную розницу. Вместе с тем в стране работают около 560 тыс. магазинов, торгующих продуктами питания, из которых только 240 тыс. имеют лицензию на розничную продажу алкоголя, приводят данные авторы законопроекта. Наиболее остро это проявляется в отдаленных малонаселенных районах, селах и деревнях. В итоге целые территории не обеспечены легальными точками продажи алкоголя.
Снижение стоимости лицензии до 20 тыс. руб. позволит создать равные условия для всех участников рынка.
В крепком алкоголе доля нелегальной продукции составляет 26-28%. Это большие потери для бюджета и, самое главное, для здоровья граждан, потому что не вся нелегальная продукция отвечает требованиям технических стандартов, прокомментировал «РГ» соавтор законопроекта, первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
Сегодня во многих малонаселенных районах легальных точек продаж спиртного вообще нет, согласен руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Отсюда — массовые отравления. По его мнению, нужно снижать стоимость лицензий до 1-2 тыс. руб. для сельских магазинов. А вот большие торговые сети логично должны платить больше.
«Косвенно это может повлиять на снижение количества лишних алкомаркетов в спальных районах и новостройках. Сети их открывают под одну существующую единую лицензию, а при принятии законопроекта придется считать, стоит ли открывать вообще», — говорит Шапкин. Это повысит доступность легального алкоголя там, где он труднодоступен, и снизит там, где он слишком легкодоступен, считает эксперт.
Кроме стоимости лицензии обелению рынка мешает существующий запрет на продажу алкоголя для ИП, считает он. «Под знаменем борьбы с алкоголизацией населения мы лишили 200 тыс. населенных пунктов, где работают как раз ИП, точек продаж легального алкоголя», — считает Рябухин. Необходимо вводить акцизы и на медицинский спирт, уверен сенатор. Для медицинских нужд требуется 1,6 млн дал спирта, а в 2022 году в стране произвели 6,8 млн дал. Эти излишки безакцизного спирта и идут на производство нелегального алкоголя.
Иная точка зрения на законопроект ожидаемо у Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупные торговые сети. Для субъектов малого и среднего бизнеса, имеющих четыре и более торговых объектов, такая мера будет иметь негативный экономический эффект, возрастающий по мере увеличения количества магазинов и дальнейшего развития бизнеса, считает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. А для средних и крупных сетей инициатива и вовсе влечет огромные финансовые издержки и также приведет к кратному росту трудозатрат, в том числе связанных с администрированием процессов лицензирования. Только размер оплаты госпошлины на продление лицензии для членов АКОРТ в среднем вырастет от 12,5 до 134 раз.
«В результате такая нагрузка может негативно сказаться на всем рынке, приведя к сокращению числа уже действующих объектов и инвестиций в открытие новых, снижению числа рабочих мест, а также к перетоку оборота продукции в нелегальный сектор и снижению доходов бюджетов субъектов РФ», — предупреждает Караваев.
Новый порядок лицензирования в сельской местности может привести к неравным условиям ведения бизнеса в одном и том же населенном пункте из-за разного размера госпошлины для действующих предпринимателей и тех, кто только подает заявку. Для достижения заявленных целей целесообразно применять новый порядок только там, где на момент подачи заявки от предпринимателя действовало не более одной лицензии, считает эксперт.
Автор: Татьяна Карабут, Российская газета