Как рассказали в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), маркировка товаров помогла пополнить российский бюджет на 470 млрд рублей. Это стало возможным благодаря перемещению контрафактных товаров и увеличению производства легальными производителями. Они продают больше, зарабатывают больше и платят больше налогов при сохранении прежней цены товара. Об этом информирует Российская газета.
Государственная система маркировки «Честный знак» внедряется в России с 2019 года. Если в 2020 году в систему было включено 10 групп товаров, то на начало 2024 года обязательная маркировка применяется уже к 17 группам, что составляет 15% несырьевого ВВП страны. Дополнительные поступления в республиканский бюджет от маркированных товарных групп составили 470, 8 млрд рублей. В ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») сообщил, что основной фискальный эффект был достигнут за счет маркировки табачных изделий — он оценивается в 245,9 млрд рублей. В тоже время «обеление»рынка, которое можно проследить на основе динамики производства и импорта легальной продукции, достигло 11%. За время внедрения системы в стране было закрыто 45 нелегальных табачных фабрик и легализовано 18 производственных объектов.
Фискальный эффект от парфюмерной марки оценивается в 5,5 млрд рублей. Здесь обеление рынка составило 37%. Повышение качества — увеличение количества товаров с оригинальными документами — декларациями или сертификатами соответствия превысило 93%. Фискальный эффект от маркировки товаров легкой промышленности составил 37,2 млрд рублей, обеление рынка — 33%. Повышение качества превысило 62%.
Фискальный эффект от маркировки в молочной отрасли оценивается в 57,4 млрд рублей, а от маркировки обуви — в 47,4 млрд рублей. При этом доля обеления рынка достигла 56%. Что касается улучшения качества (увеличение количества товаров с оригинальными документами — декларациями или сертификатами соответствия достигло почти 98%.
Как рассказал заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов, увеличение поступлений в российский бюджет связано с обелением рынка после внедрения государственной системы маркировки «Честный знак». С уходом контрафактной продукции с рынка легальные производители увеличивают объемы продаж и производства, соответственно, а компании продают больше и зарабатывают больше, сохраняя при этом прежнюю цену товара. В результате они платят больше налогов. Существует также мультипликативный эффект от налога на доходы физических лиц, НДС и других платежей.
Маркировка не приводит к удорожанию продукта — это из опыта внедрения маркировки во всех товарных группах.
Нигде не было роста конечных потребительских цен. Так, в молочных продуктах, согласно исследованию НИФИ Министерства финансов Российской Федерации, предполагаемый вклад в повышение цен на продукцию за 6 лет в результате введения маркировки составляет менее 1%. Кроме того, маркированные товары дорожают гораздо медленнее, чем немаркированные — производители знают, что находится под контролем, и удерживают цены на низком уровне.
Положительный фискальный эффект от введения маркировки в России сохранится. В 2023 году к системе «Честный знак» будут подключены 6 новых товарных групп, а маркировка будет вводиться поэтапно для удобства отрасли. Дополнительные налоговые поступления для этих групп пока не определены. Не забывайте, что в настоящее время проводятся эксперименты по добровольной маркировке 14 видов товаров, и ожидается решение правительства по пилотному проекту для 4 групп. Поэтому увеличение финансового эффекта от внедрения маркировки к концу 2023 года в десятки и даже сотни миллионов рублей — это реальная оценка.
По мнению заведующего кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялова, проекты по маркировке и отслеживанию продукции, начиная с корпоративного уровня и заканчивая экономикой в целом, являются сегодняшними технологическими реалиями. Отслеживание продукции предоставляет много ценной информации, и на уровне предприятия это обычно вопрос прозрачности рынка и защиты прав потребителей на уровне экономики в целом, если это связано с автоматизацией, эффективностью цепочки поставок и логистикой.
Все страны, которые ввели маркировку товаров, отметили увеличение собираемости налогов, снижение доли контрафактных товаров и увеличение продаж легальных производителей. Теневой сектор был вынужден обелиться , либо прекратить производство.
Автор: Екатерина Мамаева