Что происходит с ценами на бензин и дизельное топливо в Ростовской области

Цены на топливо продолжают бить рекорды в опте и рознице. Биржевые котировки бензина и дизельного топлива (ДТ) уже многократно обновили исторические максимумы и продолжают расти. С начала года бензин АИ-92 и АИ-95 в опте подорожали на 76%, до 65160 и 75587 рублей за тонну соответственно.

#НОВОСТИ

В рознице в среднем рост не такой серьезный — на 7,1% по бензину и на 4,2% по дизелю, но и тот и другой показатель сильно выше инфляции (3,65%, по данным Росстата). А именно в пределах инфляции правительство всегда старалось удерживать цены на АЗС.

В Минэнерго неоднократно подчеркивали, что спрос на топливо на внутреннем рынке обеспечен предложением, но поскольку цены на моторное топливо являются рыночными, в отдельные моменты происходит их рост выше инфляции. Для снижения волатильности с 1 сентября вступили в силу нормативы по увеличению минимальных объемов продаж на бирже СПбМТСБ по бензину до 13%, а ДТ — до 9,5%. Но на ситуацию с ценами это пока никак не повлияло.

Официальная позиция, что цены растут из-за увеличивающегося экспорта топлива, в том числе «серого», когда за границу поставляется бензин и ДТ, купленные трейдерами для поставок на внутренний рынок.

По мнению экспертов, такая ситуация возникла из-за того, что правительство с начала осени изменило порядок выплат нефтяникам компенсаций по демпферу из бюджета. Они покрывали часть разницы между внутрироссийскими и экспортными ценами. С 1 сентября выплаты сокращены вдвое. После этого экспорт топлива стал более выгоден трейдерам, нежели поставки на внутренний рынок.

Также свою роль сыграли логистические проблемы, особенно в регионах, где нет своих нефтеперерабатывающих мощностей, куда топливо нужно доставлять автотранспортом или по железной дороге.

В свою очередь, экономист Роман Иноземцев объяснил высокие цены на бензин ростом цен на нефть в рублях. «Рублебочка в июле пробила отметку в 8 тысяч рублей, что соответствует примерно 50 рублям за литр сырой нефти. В свою очередь такая цена вызывает желание экспортировать максимально возможный объем как нефти, так и нефтепродуктов. Вот вам и дефицит на внутреннем рынке, из-за которого растет цена внутри страны. Нужно навести порядок в валютной сфере, потому что ситуация, когда мы имеем нефть под 70, но доллар по 100, не является приемлемой».

Подорожание топлива оказалось болезненным для юга страны, особенно в разгар сельскохозяйственной страды и курортного сезона. «Российская газета» проверила ситуацию на Юге России.

В Ростовской области очередей на заправках нет: так, две-три машины. Но ценники меняются каждую неделю. В среднем на них значится: АИ-92 по 55,79, АИ-95 — по 55,74.

В других южных регионах, Астраханской и Волгоградской областях, в Крыму и Калмыкии отмечены случаи перебоев с поставками бензина и дизельного топлива.

Тревожит то, что трудности с дизельным топливом испытывают сельскохозяйственные регионы. Это может сказаться на уборке урожая и севе озимых.

«Людей больше всего беспокоит ценообразование. Подорожали запчасти, особенно для импортной техники, топливо и удобрения. Дизель вырос в цене за несколько месяцев больше чем на 15 процентов. Бензин АИ-92 по сравнению с началом 2023 года стоит дороже на 67,5 процента», — написал в своем блоге зампред Заксобрания Ростовской области, председатель комитета по аграрной политике Вячеслав Василенко со ссылкой на председателя Агропромышленного союза работодателей Ростовской области Юрия Каширина.

Проблемы с топливом, скорее всего, имеют сезонный характер: повышенный спрос на него у аграриев, а также у туристов, курсирующих на море и обратно на своих машинах. Из-за неработающих аэропортов кратно увеличились автомобильные потоки. Ажиотажный спрос на моторное топливо объясняют и выбором автомобилистами альтернативного маршрута движения в Крым через новые регионы, сообщил глава Донецка Ростовской области Роман Кураев.

Районные вести