За три недели биржевые цены на дизельное топливо подскочили на 17,6%, почти добравшись до рекордов прошлого года. Об этом пишет «Российская газета».
Пока все следят за бензином, который давно обогнал инфляцию, дизельное топливо тихо, но уверенно набирает обороты. С конца августа цена на бирже взлетела на 10 тысяч рублей — до 69595 рублей за тонну. До пиковых значений осени 2023 года осталось чуть-чуть. В рознице пока прибавка скромная — всего 0,7% за месяц, но это лишь затишье перед бурей. Эксперты единодушны: в ближайшие недели цены на солярку начнут расти быстрее, и причины у этого самые реальные.
Во-первых — сезон. Осенью активизируется сельхозтехника, грузовики возят урожай, а регионы начинают переходить на зимнее дизтопливо — оно производится по более сложной технологии и стоит дороже. Пока даже на Севере не все начали переключаться — значит, основной скачок ещё впереди.
Во-вторых — экспорт. Россия производит дизеля в два раза больше, чем потребляет внутри страны. Казалось бы — проблем быть не должно? Но нефтяники предпочитают продавать топливо за границу — там маржа выше. Никакой закон не обязывает их в первую очередь обеспечивать внутренний рынок. Есть только нормативы продаж на бирже — 16% от объёма. Но этого явно недостаточно, чтобы сдержать цены.
Что могут сделать власти? Договориться с нефтяниками — но совещания уже не помогают. Поднять биржевые квоты — но даже +1-2% мало что изменит. Запретить экспорт — но тогда часть НПЗ может встать: девать топливо будет некуда.
Сейчас активно обсуждается корректировка демпфера — механизма, по которому бюджет компенсирует нефтяникам разницу между внутренней и экспортной ценой. Сейчас демпфер «отключается», если цена на бирже превышает 68 640 ₽ за тонну. Планируют поднять планку до 74 360 ₽, чтобы компании продолжали получать субсидии даже при росте цен. Это немного снимет напряжение, но не остановит рост на АЗС.
Эксперты Сергей Фролов и Дмитрий Гусев предупреждают: скидки на дизель, которые были летом, уже исчезают. Маржинальность падает, и продавцы понимают — если не догнать инфляцию сейчас, в следующем году наверстать будет невозможно. Цены будут расти — и не просто до уровня инфляции (4,08%), а, скорее всего, выше.









