Идея сделать ЕГЭ по истории обязательным для абитуриентов на гуманитарные специальности получила одобрение Президента РФ. Эксперты считают, что это может укрепить знания молодежи о прошлом страны и заложить основу патриотического мышления. Но как отреагируют школы, учителя и выпускники? Узнала «Российская газета».
На встрече с ректорами вузов и авторами учебников Президент России Владимир Путин согласился с мнением ректора МГИМО Анатолия Торкунова — будущие юристы, политологи и социологи должны глубже знать историю. Сейчас большинство из них выбирают обществознание, которое не всегда формирует понимание исторических процессов.
Сегодня экзамен по истории сдают около 83 тысяч школьников. Средний балл — чуть выше 55. Большинству участников легко даются задания на знание дат и фактов, особенно тех, что связаны с Великой Отечественной войной и современными событиями. Однако сложности возникают при анализе источников, установлении причинно-следственных связей и выполнении заданий по культуре и искусству.
По словам педагога Ксении Букреневой, история — это не просто набор дат, а инструмент формирования гражданской позиции. Если предмет станет обязательным, потребуется изменить подход к преподаванию: больше внимания уделять работе с документами, картами, сравнительному анализу и письменной аргументации. Учителям понадобится методическая поддержка, а экзамен должен проверять не только знания, но и мышление.
В ФИПИ сообщили, что текущая модель ЕГЭ соответствует образовательным стандартам. При этом если экзамен станет обязательным, могут быть скорректированы задания, чтобы лучше оценивать уровень подготовки будущих гуманитариев.
Оксана Шамигулова из Башкирского педагогического университета предложила рассмотреть итоговое сочинение по истории как альтернативу или дополнение к ЕГЭ. Такой формат уже успешно используется в литературе и позволяет охватить всех выпускников.
Елена Черненко, проректор Омского педагогического университета, добавила: любой учитель должен разбираться в базовых исторических событиях. История — это общий язык, на котором говорят представители разных наук и профессий.
Несмотря на высокую поддержку идеи, эксперты напоминают: любые изменения требуют времени, планирования и обратной связи от педагогов и родителей. Иначе вместо повышения качества образования можно получить новый стресс для школьников.