Смартфоны отвлекают школьников, снижают успеваемость и усиливают разрыв между отличниками и слабыми учениками. Эксперты подтверждают: запрет на телефоны в классах реально повышает продуктивность обучения.
Но могут ли гаджеты быть полезными в образовании». Журналисты «Российской газеты» разбирались вместе с психологом Людмилой Авдеевой.
Согласно исследованию Института образования ВШЭ, почти половина российских школьников заходит в соцсети перед началом уроков, а каждый четвертый активно переписывается онлайн. На переменах дети всё чаще «зависают» в телефонах, вместо того чтобы общаться и отдыхать. И хотя использование смартфонов на уроках официально запрещено, полностью отказаться от них в школьной жизни пока не удается.
По словам руководителя службы психологической поддержки Людмилы Авдеевой, запрет на гаджеты действительно работает. Он помогает повысить концентрацию внимания, улучшить усвоение материала и даже сократить разрыв между сильными и слабыми учениками. Особенно это касается тех, кому учеба даётся с трудом. Телефон становится для них постоянным источником отвлечения, и чем больше времени они проводят в сети, тем ниже их успеваемость.
Один из британских экспериментов показал: школы, где ввели полный запрет на смартфоны, сумели пройти за год на неделю больше учебного материала. При этом эффект был наиболее заметен у детей с низкой мотивацией к учёбе.
Авдеева также отметила, что электронные дневники и домашние задания в приложениях не всегда оправданы. В начальной школе предпочтительнее использовать бумажные аналоги — это помогает развивать зрительно-пространственное восприятие и самоконтроль.
Что касается цифрового времени, то рекомендации по времени работы с экраном следующие:
- до 15 минут в день — для младших школьников,
- до 20 минут — для средней школы,
- до 30 минут — для старшеклассников.
Но реальность суровее: по данным ВЦИОМ, подростки проводят в гаджетах около 5,5 часа в сутки, что гораздо выше безопасной нормы.
Как же сделать так, чтобы технологии работали на обучение, а не вредили? Специалист считает, что оптимальный вариант — использовать планшеты и ноутбуки по расписанию и под конкретные задачи на уроках. Однако такое оборудование есть далеко не в каждой школе.
Чтобы избежать зависимости от гаджетов, важно создать в семье здоровую цифровую культуру. Установите «чистые зоны» без гаджетов (например, во время еды), замените смартфон наручными часами, будильником и бумажным дневником. Ограничьте соцсети только компьютером, убирайте устройства за два часа до сна, практикуйте физическую активность и живое общение.
Главное — личной пример родителей. Если вы сами «зависаете» в телефоне, детям будет сложно соблюдать правила.