По мнению экспертов АНО «Цифровая экономика», в обозримом будущем образование невозможно будет представить без участия искусственного интеллекта (ИИ), который будет использоваться всеми участниками образовательного процесса на всех его этапах. При этом внедрение ИИ в образование происходит не ради самого факта такого внедрения, а должно оказать существенное влияние на экономику. По оценкам консалтинговой компании McKinsey, рост доходов мировой индустрии образования благодаря внедрению технологий ИИ может составить до 4% в ближайшие три года.
Примеров практического использования генеративного ИИ в системе образования как в России, так и в мире, уже много. Например, несмотря на запрет использования нейросетей для студентов при написании работ в ряде вузов Италии, Германии, Японии, Гонконге, Франции, Великобритании, США и Австралии, эти же учреждения интегрируют нейросети в программы преподавания и обучения. Например, студенты крупнейших университетов Австралии могут применять ИИ в работах, если раскрывают соавторство, а студенты и преподаватели университета Гонконга помимо доступа к ChatGPT и Dall-E могут пройти онлайн-курсы, чтобы научиться более эффективно использовать нейросети. В Гарварде пошли еще дальше. Начиная с этого учебного года преподавать студентам вводный курс по программированию будет уже искусственный интеллект.
Изучение и использование ИИ и чат-ботов уже включают и в школьные программы государственных школ. В новом учебном году в 450 школах Гонконга появился вводный курс по нейросетям, где часть программы посвящена широкому обсуждению воздействия ИИ на общество, а другая — практическому применению полученных знаний. Похожий курс внедрили и в школах Нью-Йорка. Цель — развивать учеников младших классов, ведь в течение жизни эти новые технологии могут им очень пригодиться. Нынешнее поколение смело можно назвать «поколением нейросетей».
В деле интеграции нейросетей в образование Россия движется в ногу с крупнейшими технологическими державами мира. От желания запретить использование ИИ в курсовых и дипломных работах до его полной легализации в учебной деятельности у нас прошло довольно мало времени. Например, МГПУ первым официально разрешил своим студентам использовать нейросети для подготовки работ, а Уральский государственный горный университет заявил о скором внедрении ИИ в систему управления учебным процессом.
Помимо этого, в российских высших учебных заведениях изучать нейросети с начала этого учебного года смогут не только студенты технических специальностей, а все заинтересованные. «У нас есть практический опыт применения нейросетей в учебном процессе, так, мы совместно с факультетом дизайна разработали программы дисциплин «Искусственный интеллект в креативных индустриях» и «Нейросети в творчестве». На факультете информационных технологий мы активно используем Copilot, Tabnine, СHatGPT, GigaChat и Mintlify как в помощь студентам для написания кода, так и для составления документации. А в ближайшее время к ним добавится еще и YandexGPT», — говорит декан факультета информационных технологий Университета Синергия Александр Захаров.
Основам работы с нейросетями обучают и школьников, и их преподавателей, проводят олимпиады и соревнования, создают факультеты, расширяют программы дополнительного образования. До 2030 года в России будет реализован проект для автоматической проверки домашних заданий школьников с помощью ИИ. Все это происходит при поддержке со стороны всех участников процесса: государства, бизнеса, научного сообщества и разработчиков.
Насколько этично использовать нейросети в сфере образования — вопрос дискуссионный. Единых принципов, принятых всеми, пока нет, однако есть первые попытки обозначить правила. Например, объединение вузов Великобритании Russell Group в июле 2023 года представили первую версию ключевых этических принципов в сфере образования, которыми они будут руководствоваться в дальнейшем. Увидели возможность устранения цифрового неравенства и в ЮНЕСКО, отдельно выделяя необходимость соблюдения интересов человека.
В России эксперты сходятся во мнении, что системе образования стоит начать адаптацию к использованию нейросетей, но важно обозначить границы взаимодействия человека и ИИ. Никто больше не ставит под сомнение применимость нейросетей в образовании. Вопрос в том, каковы границы и правила этого применения.
Автор: Олег Капранов, Российская газета