Как сегодня студенты списывают на экзаменах

«Экзамен для меня всегда праздник!» — помните, как в этом пытался убедить профессора один из героев комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», делая вид, что цветок в петлице пиджака — элемент торжественности, а вовсе не маскировка микрофона?

#НОВОСТИ

Сессия — это, конечно, праздник (сейчас как раз заканчивается пора зимних экзаменов в вузах), но еще и способ показать если уж не знания по предмету, то свою изобретательность! Правда, в последнее время вся эта изобретательность часто уходит на то, чтобы спрятать телефон, в который загружены ответы на билеты.

— В последнее время телефоны — это беда. Приходится теперь, как на ЕГЭ, перед входом в аудиторию у всех мобильники собирать, — поделился знакомый преподаватель в вузе. — Но один отдадут, а второй или даже третий оставят в кармане. Не устраивать же обыск в самом деле! Некоторые умники сдают просто чехлы.

Но если бы все заканчивалось телефонами.

— Если во время сессии вы вдруг увидите студента, сидящего в вестибюле и самозабвенно что-то диктующего в пустоту, знайте: скорее всего, в другом конце корпуса или где-то в другом конце города его товарищ сдает экзамен, а в ухе у него — микронаушник, — рассказал «РГ» профессор, преподающий сразу в нескольких столичных вузах. — Сегодня именно такие высокотехнологичные шпаргалки в тренде.

Как все устроено?

Микронаушник настолько мал, что его не видно под волосами, даже если эти волосы короткие или убраны в высокий хвост.

— На заре истории с беспроводными средствами связи мы обращали внимание на распущенные волосы у девушек или неестественно «лохматые» прически парней, — поясняет наш собеседник. — «А покажите-ка ваши уши!» — говорили мы, чем ставили студентов в очень невыгодное положение: если в ухе был наушник, то его было видно невооруженным глазом.

В арсенале продвинутого шпаргальщика XXI века — устройство в буквальном смысле «с ноготок» или того меньше.

Есть два вида: капсульные наушники и магнитные. Первые вставляются в ухо рукой за тонкую короткую леску, за нее же и вытаскиваются. Если не присматриваться, в ухе такой «прибор» не видно.

Но вершиной современного «шпаргаловедения» стали магнитные наушники. Шарик величиной с горошину при помощи специальной трубочки «закидывается» в ухо и падает прямо на барабанную перепонку. Чтобы его вытащить, нужна другая трубочка с магнитом на конце. «Вставляете магнитную палочку в ухо до тех пор, пока не услышите щелчок. Все, можно вынимать», — примерно такие инструкции дают в интернете. Звучит страшновато, есть вероятность повредить что-то в ухе. Но… «дух авантюризма», как говорится, силен.

— Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем. Мы тоже не лыком шиты, — говорит наш профессор. — Сегодня почти в каждом вузе есть «глушилки». Причем если раньше глушили сигнал во всем университете, то сейчас они точечные. У меня с собой на экзамене всегда есть небольшое устройство, такая пирамидка. Я хожу по аудитории и, если замечаю, что студент как-то напряженно во что-то как бы вслушивается, просто ставлю ему на стол эту пирамидку. Мило улыбаясь. И у студента, точь-в-точь как у героя «Операции «Ы», начинает «стрелять в ухе».

Еще одним вызовом, по словам преподавателей, становится сегодня искусственный интеллект: с его помощью пишут не только рефераты, но и курсовики, и научные статьи! Но здесь тоже есть один старый как мир и эффективный способ проверить подлинность работы: просто поговорить на экзамене с автором. «А давайте-ка с вами побеседуем» — рабочий способ проверить, сам ли человек писал работу, и, кстати, понять, есть ли у него в ухе наушник на экзамене.

— Все очень просто: если, отвечая на мои вопросы, студент делает многозначительные паузы в ответе, повторяет мой вопрос, то с вероятностью 99% у него в ухе сидит «суфлер», — делится секретами собеседник «РГ». — Я в таких случаях прикладываю палец к губам и пишу другой вопрос на бумажке. И запрещаю произносить что-либо вслух, кроме ответа.

Знания с коленки

Один из любимых сюжетов киножурнала «Ералаш»: учитель замечает, как мальчишка рукой медленно поднимает юбку соседки по парте. Марьиванна хватается за сердце и уже готова устроить головомойку за недостойное поведение. Но вдруг видит, что на ноге у девочки написаны формулы, и облегченно выдыхает…

Это классическая шпаргалка времен юности наших мам и пап, да и бабушек с дедушками. А чем еще удивляли тогдашние школьники и студенты? Попросили преподавателей вспомнить самые хитроумные шпоры.

  • Бутылка с водой, а под этикеткой — бумажка с текстом. На просвет все вполне читаемо.
  • Студент заготовил две бумажки: пустую и с формулами. На экзамене пустую засунул в рот, свернув как сигарету. Мол, нервничаю, помогает успокоиться. Развернул, показал, что бумажка чистая. Ну а потом подменить «самокрутки» дело техники.
  • Готовили все ответы по билетам заранее и в пакете пришивали к юбке с внутренней стороны. На экзамене потихоньку вытягивали нужные листы и выдавали как написанный на экзамене ответ. Благо бумага тогда везде была примерно одинаковая.

Комментарии

Оксана Свиридова, психолог

— На самом деле шпаргалки пишут не для того, чтобы кого-то обмануть. Это всего лишь один из способов подготовки к экзамену. Он помогает скомпилировать объемную информацию и емко изложить свои мысли. А когда шпаргалки самостоятельно готовятся по каждому вопросу, это придает уверенности на экзамене и снижает уровень стресса.

Андрей Чеховский, преподаватель физики, репетитор

— Я своих учеников даже прошу писать шпоры. В виде структурированного конспекта. А иногда сам пишу и прошу выучить именно в той структуре, что написано. Так материал лучше запоминается. Правда, то, чем занимаются студенты сегодня, и шпаргалками-то не назовешь! Засунул наушник в ухо и пишешь под диктовку. Никакой пользы!

Леонид, студент 4-го курса

— Если человек тратит время на написание шпаргалки, значит, он уже погружен в тему! Это как дополнительный инструмент для запоминания! Они необходимы!

Источник: Российская газета

Районные вести