Тема коррупции в нашей стране близка практически всем. Почему важно говорить об этом с молодёжью, и как это делать?
Разговор со школьниками о коррупции в Тацинском районе – это не обсуждение отдельных преступлений. Скорее, взрослые вместе с подростками размышляют о принципах прозрачности, подотчётности государственных органов и открытости, которые нужно формировать в социуме. То есть по сути, с детьми говорят об основах существования общества, его развития, о равных возможностях для каждого. Но интересна ли им тема? «Районные вести» убедились, что учащиеся позитивно реагируют на такие уроки. Старшеклассники уже думают о будущем, о поступлении в вузы, профессии и, конечно, хотят честной конкуренции в этих областях.
От древнейших цивилизаций — к современности
Учитель истории и обществознания Тацинской школы №1 Юрий Хлякин провёл урок-диспут в 10-11-х классах.
В вводной части Юрий Николаевич познакомил школьников с понятием коррупции, её эволюцией от древнейших цивилизаций (Египет, Месопотамия, Индия и Китай) до дня сегодняшнего, рассказал о первых законодательных ограничениях во времена Ивана III и действующем Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», а также уголовной ответственности за коррупционные деяния.
Педагог разъяснил старшеклассникам требования законодательства о противодействии коррупции, ответственности за взяточничество и посредничество во взяточничестве, обратив особое внимание на важность нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям, необходимость отстаивать свои права и защищать их законными способами.
Участники диспута обсудили причины коррупции, обобщённые в ходе проведённых соцопросов граждан (низкая заработная плата государственных служащих, незнание законов, профессиональная некомпетентность бюрократии, желание лёгкой наживы, частая сменяемость лиц на различных должностях, уровень жизни населения, слабая развитость государственных институтов, безработица, неразвитость институтов гражданского общества, конкуренция, смена нравственных ориентиров — на первое место вышли деньги, материальные, а не духовные ценности), определили наиболее значимые.
Учитель обозначил виды коррупционных действий, определённые законодательством: злоупотребление служебным положением, дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, мошенничество с использованием служебных полномочий, другое незаконное использование должностных полномочий ради получения выгоды.
Разобрали школьники и различные ситуации, в которых представлены случаи коррупции: взятка и коммерческий подкуп, расхищение и воровство, вымогательство и шантаж, злоупотребление должностными полномочиями или их превышение, фаворитизм, и сделали выводы.
«Коррупция происходит на разных уровнях, её проявления можно найти и в жизни нашего района», – отметил Юрий Хлякин.
В качестве наглядных примеров Юрий Николаевич привёл публикации из «Районных вестей».
«Считаю, что такие уроки нужно проводить как можно чаще, чтобы при попадании в коррупционную ситуацию мы смогли отказаться от соблазна и принять рациональное решение», — поделился своими впечатлениями ученик 10 класса Андрей Кушнарёв.
Это говорит о том, что новое поколение хочет жить в условиях честности и прозрачности.
Пословица – ходячий ум народа
«Дай на прокорм казённую корову — прокормлю и своё стадо», «Не подмажешь – не поедешь», «Легки взятки – тяжелы отдатки», «Деньги уйдут, а позор останется» — в русском фольклоре немало пословиц и поговорок, в которых отражено отношение к взяточничеству. В занимательной форме организовали сотрудники Межпоселенческой центральной библиотеки для учеников 10 класса Тацинской школы №2 час рассуждения «Вместе против коррупции».
Ведущие Татьяна Харитонова и Татьяна Демченко привели примеры коррупционных проявлений, которые нашли отражение в литературных произведениях и советских фильмах. Ребята решали ребусы, обсуждали цитаты и пословицы, рассуждали на темы: «Что такое взятка?», «Чем взятка отличается от подарка?».
В итоге сделали вывод: борьба с коррупцией — это не только задача государства, но и каждого гражданина. Образование, осведомлённость и желание изменить ситуацию — ключевые факторы на пути к более честному и справедливому обществу.