В сентябре тысячи учеников возвращаются в классы, начиная долгий путь, который будет полон испытаний как в учебе, так и в процессе социализации в новом окружении. Что ожидает ребят, которые перешли в другую школу или класс? Как можно помочь им быстрее адаптироваться и завести друзей? Об этом рассказала психотерапевт Анна Хоботова, возглавляющая Центр трудных подростков, в интервью «Российской газете».
Анна отметила, что формирование самооценки ребенка начинается в семье. Если родители хвалят его за творчество, поддерживают его увлечения и мягко указывают на ошибки, то такой ребенок растет уверенным в своих силах. Это помогает ему проще находить общий язык с окружающими и легче переносить возможные отказы в дружбе. Важно, чтобы родители объяснили ребенку, что у него есть собственное мнение, границы, а также научили отставить их спокойно и уверенно. Это позволит ему избегать негативного влияния и конфликтов.
Эксперт советует родителям объяснить детям, что общение должно строиться на конструктивной основе — без агрессии и навязывания, но и без стремления к изоляции. Это поможет защитить их от буллинга и психологического давления в новом окружении. Жертвами травли становятся не только младшие с низкой самооценкой, не умеющие постоять за себя, но и яркие, успешные ребята, вызывающие зависть у одноклассников. Зачастую травля затрагивает практически каждую школу, что приводит к росту тревожности у детей и родителей.
Понять, что ваш ребенок стал жертвой буллинга, не всегда просто, особенно когда он скрывает это от близких. Если вы замечаете, что он замкнулся, стал подавленным или возвращается домой с поврежденными вещами, это может сигнализировать о проблемах. Важно начать разговор на эту тему с ребенком, а при необходимости обратиться к специалисту. Защитите своего ребенка, узнайте, как учебное заведение реагирует на травлю, и при необходимости подумайте о переводе в другую школу, а также о помощи психолога, чтобы предотвратить серьезные долгосрочные последствия.
Зависимости, вербовка и другие опасности интернета
Анна Хоботова также подняла важную тему связанных с опасностями интернета. В наше время интернет стал ключевой частью образовательного процесса, самосовершенствования и поиска информации, но одновременно представляет собой серьезную угрозу. В течение последнего года наблюдаются три опасные тенденции девиаций среди детей старше восьми лет.
Первая проблема — зависимость от видеоигр, при которой подростки уходят в виртуальную реальность, пытаясь справиться с агрессией, дискомфортом в школе и обидами. В играх ребенок может проявлять смелость и уверенность, которые ему не удается реализовать в реальной жизни. Это может привести к негативным последствиям: нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата, ухудшению зрения и игнорированию гигиены, вплоть до социопатии. В будущем это может вылиться в рискованные траты на азартные игры и ставки.
Вторая угроза — увеличение числа экстремистских групп в социальных сетях, где детям предлагают деньги за участие в противоправной деятельности. Подростки могут не осознавать, что становятся жертвами манипуляций.
Третья проблема заключается в опасности знакомств в интернете, где несовершеннолетние могут подвергаться сексуальному насилию или шантажу. Родителям следует ограничивать доступ к интернету и объяснять детям, что контроль — это не вторжение в личное пространство, а мера защиты.