Комитет Государственной Думы, занимающийся вопросами образования, отклонил противоречивый законопроект, который предлагал вводить альтернативные экзамены вместо единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и абитуриентов. В Российской газете рассказали,что будет дальше с законопроектом об отмене Единого госэкзамена.
Напомним, что в начале лета ряд депутатов из различных фракций представил в Госдуму законопроект о прекращении действия ЕГЭ. Авторы документа аргументировали свою позицию следующим образом: содержание ЕГЭ не соответствует школьной программе, данный экзамен вызывает стресс, и с его помощью невозможно качественно определить уровень знаний учащихся.
Все лето педагогические работники, родители и эксперты активно обсуждали свои мнения и аргументы по этому поводу, пытаясь отстоять свои взгляды.
Таким образом, в Национальной родительской ассоциации поддержали инициативу депутатов, отметив, что «родители вынуждены нанимать репетиторов, учебный процесс сосредоточен на подготовке к ЕГЭ, а традиционная школьная жизнь отошла на второй план; многие уже с первого класса задумываются, как сдать экзамен». Ассоциация предложила разделить выпускные экзамены и вступительные испытания в вузы: вернуть для школьных экзаменов формат сдачи «по билетам», а ЕГЭ оставить как вступительный экзамен для университетов.
Что касается Виктора Болотова, считаемого «отцом ЕГЭ», он отметил, что «экзамен избавился от большинства детских проблем. Он уже не подросток, а зрелый юноша. Да, некоторые считают его сложным, но он и не должен быть простым. Важно, что в заданиях ЕГЭ теперь серьезно ставятся вопросы, касающиеся не только предметных знаний, но и таких универсальных навыков, как критическое мышление. Это многообещающий шаг».
Критикам ЕГЭ, утверждающим, что это «угадайка» с галочками, Болотов предлагает посетить сайт ФИПИ и пройти тесты хотя бы по одному предмету, чтобы оценить уровень сложности.
В недавнем интервью газете «РГ» президент РАО упомянула, что альтернативы ЕГЭ по-прежнему не существует. Она задается вопросом, насколько уместно ввести новые стандарты для учеников, которые на протяжении последних десяти лет готовились к экзамену, подвергая их дополнительному стрессу, за который так часто критикуют ЕГЭ. Васильева добавила, что если система экзаменов будет заменена набором выпускных тестов в школах, то, вероятно, учителя справятся с этой задачей. Однако возникает вопрос, как университеты организуют свои вступительные экзамены, ведь это представляет собой масштабное мероприятие. Вузам, которые почти два десятилетия не проводили такие экзамены, кроме творческих и дополнительных, стоит ли сейчас принимать эту ответственность? Не приведет ли это к ситуации, при которой поступление в вуз станет возможным только для тех, кто прошел платные подготовительные курсы?
В сентябре стало известно, что правительство отклонило законопроект об отмене ЕГЭ, а профильный комитет Госдумы также не поддержал его. Ожидается, что законопроект будет рассмотрен на пленарном заседании Госдумы, дата которого пока неясна. В думском комитете по образованию выразили сомнения в возможности поддержки законопроекта на пленарном заседании.