Президент Владимир Путин подписал закон о запрете использования на уроках личных телефонов, а также о введении с нового учебного года уроков труда в школах.
Точка в долгих дискуссиях о мобильниках в школе поставлена. Теперь, входя в класс, дети должны будут на время занятия забыть о своих смартфонах: сдать их учителю или в специальный бокс для хранения. Телефоны нельзя будет использовать даже в учебных целях, хотя раньше такая возможность предполагалась. Исключение только одно: экстренная ситуация, когда есть угроза жизни и здоровью детей и учителей. Так что родителям не стоит беспокоиться — телефон будет в доступе.
По словам главы комитета Госдумы по просвещению Ольги Казаковой, для образовательных целей на уроке при необходимости будут использоваться школьные гаджеты, а не личные.
Также в документе есть и еще одна важная история: с 1 сентября 2024 года в начальной и средней школе вместо урока «Технология» появится урок «Труд (технология)». Как и в случае с телефонами, по этой теме было множество дискуссий, и вот решение принято. В школы вернется слесарное дело, кройка, шитье. Но важный момент: есть ли сегодня учителя, которые будут вести такие уроки? Какое образование должно быть у трудовика? И главное: как будут аттестовывать учеников по этому предмету?
«Подготовка кадров по предмету «Технология», то есть обучение учителей труда сегодня ведется ограниченно, в вузах это практически сошло на нет, — прокомментировал «РГ» доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Московского городского педагогического университета Олег Зверев. — Образование учителей труда может быть разным, но нужна соответствующая техническая квалификация. Нужны программы переподготовки для людей, которые имеют специальное техническое или естественно-научное образование и хотят себя реализовать в педагогике. И здесь одного повышения квалификации мало, это не дает полноты картины для будущего педагога. Думаю, педвузы должны быть на фронтире такой работы, использовать свой опыт коммуникации с детьми и методики».
Олег Зверев отмечает: в образовательной программе будущего учителя труда должны быть учтены разные аспекты педагогической работы и психологических методик.
«Учитель труда должен иметь технический опыт, уметь взаимодействовать с детьми, доносить до них информацию, — добавляет эксперт. — В МГПУ, например, несколько лет назад по запросу министерства просвещения была реализована большая программа переподготовки кадров для регионов. Упор делали на специалистов реального сектора экономики, которые приходили работать в образование. Условно, специалист работал на предприятии, но решил совместить или поменять профиль, пойти работать в школу или вуз. Возможно, как раз эта программа могла бы лечь в основу подготовки «трудовиков».
Что касается экзамена по труду, то это, по мнению Зверева, может быть демонстрационный экзамен, проект, создание продукта, выполнение технических норм на определенное время.
«Правда, здесь возникают вопросы: будет ли в программе предусмотрено гендерное разделение, как в советское время, когда девочки учились варить борщ, а мальчики — делали табуретки, — говорит Олег Зверев. — Ведь есть навыки, которые полезны и тем и другим. Скажем, всем полезно научиться владеть техникой или готовить. Мы находимся на новом витке технологического прогресса, и знакомство с современными технологиями — робототехникой, станками ЧПУ — вещь необходимая. Кроме того, на уроках труда можно и нужно знакомить детей с правилами техники безопасности, чтобы они в жизни не попадали в неприятные ситуации, знали, как обращаться с бытовой техникой. Ведь технологии развиваются, а устройства становятся все мощнее».
Автор: Мария Агранович, Российская газета