В Госдуму внесен законопроект о увеличения наказания за непристегнутый ремень безопасности и езду на мотоцикле без шлема, а между тем прошло только три месяца после последнего повышения штрафов, пишет «Российская газета», рассказывая спорах по этому поводу.
С 1 января текущего года штраф за такое нарушение вырос с тысячи до 1,5 тысячи рублей, а народные избранники предлагают его увеличить в два раза до 3 тысяч рублей. В пояснительной записке к законопроекту говорится о росте таких нарушений вдвое в сравнении с 2022 годом. При этом в ДТП тяжелые повреждения получает каждый десятый непристегнутый в транспортном средстве человек. На основании этих данных депутаты посчитали, что существующий штраф малоэффективен.
Много вопросов возникает по способам выявления этого нарушения. С 2023 года работают камеры по фиксации непристегнутых ремней безопасности. Остаются проблемой ошибочные постановления, вынесенные с их помощью. Ремень мог скрыться под капюшоном, камера могла не рассмотреть его на фоне одежды. Были случаи, когда водителя привлекали к ответственности за то, что он не пристегнут, просто потому, что конструкцией автомобиля не был предусмотрен трехточечный ремень, а на двухточечный камера не видит.
Доказать, что ехал с пристегнутым ремнем, довольно сложно и жалобы на такие случаи на статистическую отчетность не влияют. Поэтому многие эксперты считают, после роста размера штрафа, если проект примут, лишь увеличится сбора денег с добросовестных водителей. того.
Тем не менее, некоторые водители не хотят пристегивать ремни принципиально. В некоторых регионах, когда пытаешься пристегнуться на заднем сиденье, таксисты спрашивают: «Зачем? Ты мне не доверяешь?» Они это считают проявлением неблагодарности. Хотя, надо сказать, сами таксисты крайне редко используют различные приспособления для имитации пристегнутого ремня.
Автоэксперт «РГ» посоветовал внести в ПДД, а также в Кодекс об административных правонарушениях статью за попытку блокировки систем безопасности автомобиля. Под эту статью подпадают многие варианты, включая заглушки ремней безопасности.
Другой автоэксперт «Российской газеты» уверен, что ныне действующего штрафа вполне достаточно. Человек за один день за рулем проезжает десятки камер и такой водитель получит десятки штрафов в день за один проезд без ремня. Кроме того, водителя наказывают и за перевозку непристегнутого пассажира. Даже если водитель такси убедит пассажира пристегнуться, нет никаких гарантий, что он не отстегнется во время движения и попадет в объектив.
Прокомментировали эксперты и инициативу по запрету продажи заглушек для ремней. На маркетплейсах начнут продавать брелоки, похожие на заглушки, или открывалки для пивных бутылок, стилизованные под эти замки. Запрет найдут способ обойти.
Машины уже давно оборудуются электронными устройствами, которые не только фиксируют, вставлен ли замок ремня безопасности в соответствующее гнездо, но и проверяют натяжение ремня и не только сигнализируют надоедливо о том, что кто-то не пристегнут, но даже понижают скорость ее движения практически до пешеходной.
Законопроект пока не принят, дискуссия о целесообразности запретов продолжается.