В российской системе образования в 2025 году инициируется много изменений в законодательстве и порядке обучения. О том, что поменяется и к чему готовиться рассказывает «Российская газета».
С 1 марта 2025 года вступит в силу закон, запрещающий другим ведомствам запрашивать дополнительные отчеты у педагогов дошкольного образования и колледжей, по аналогии с учителями школ. Так, теперь и для школьных учителей, и для воспитателей в детских садах, и для преподавателей в вузах определено число обязательных документов, сверх которых руководство не имеет права ничего требовать. За соблюдением этой нормы будут строго следить.
Ещё одно обсуждаемое новшество в системе образования: в России могут разрешить дистанционное поступление в колледжи. Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» расширит свои функции на абитуриентов учреждений среднего профобразования, раньше он работал только для абитуриентов вузов.
В 2025 году Госдума совместно с правительством займется снижением нагрузки на школьников. По данным исследований, только в начальной школе на занятия уходит 47 часов в неделю — здесь и уроки, и кружки, секции, и домашние задания, объем и сложность которых часто обескураживает родителей. Почти 60% детей не имеют времени на увлечения или хобби. При этом педагоги-практики отмечают, что уменьшение количества уроков нельзя рассматривать как эффективный способ снижения нагрузки на учеников. Утвержденные федеральные программы, составленные с учетом новых ФГОСов, и уменьшение часов, скорее всего, повлечет самостоятельное изучение материала, что отразится на качестве образования. В качестве альтернативы предлагается перераспределить нагрузку и освободить детей от объемных домашних заданий, построить преподавание так, чтобы ученики не только усваивали новый материал на уроках, но и закрепляли.
Кризисный психолог Светлана Балабан обращается в первую очередь к родителям: «Рассмотрим день школьника. Что мы видим: школа, уроки, тренировки, кружки, телефон, игры. И поверьте, телефон, игры, видео и т.д., — у многих детей это нагрузка чуть ли не номер один, а потом уже школа, уроки. Они могут до полуночи делать уроки, плача от усталости, но не забудут до этого поиграть в игру или посмотреть видео». По мнению психолога, проблема не столько в школьной нагрузке, сколько в количестве потребляемой информации, которой сейчас загружены головы детей и взрослых. И стоит подумать в первую очередь об этом.
Широко обсуждается и возвращение в школу оценок по поведению. В декабре 2024-го тема в очередной раз зазвучала, причем уже на новом уровне. Владимир Путин проводил заседание Совета по правам человека и удивился тому, что в школах никак не оценивается поведение учеников.
В Госдуме уже готовят законопроект о возвращении оценок за поведение. Но прежде всего, и на этом акцентировал президент, нужно выработать справедливые критерии такого оценивания. Напомним, оценки по поведению уже были в истории отечественной школы, но в какой-то момент эту практику отменили. Значит, на то были веские причины. И одна из них — субъективность таких оценок.
В минпросвещения отметили, что вопрос введения оценки по поведению требует широкого экспертного и общественного обсуждения: как она будет выставляться и кто ее будет определять — учитель или классный руководитель.
А по мнению научного руководителя Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, профессора Виктора Болотова, эта проблема должна решаться не через учителя, а через школьные уставы и школьное самоуправление. Когда в уставе прописана, например, недопустимость порчи школьного имущества. Произошло такое — собирается школьный совет. Выносится предупреждение. Три раза повторилось — исключение из школы.
Оценки по поведению точно будут обсуждать, но не только их.
Среди инициатив, которые всколыхнули школьные и родительские чаты, — средняя оценка в дополнение к баллам ЕГЭ. Такая оценка должна будет учитывать знания по всем предметам, а не только тем, по которым школьник сдает Единый госэкзамен. Зачем? По мнению автора инициативы, главы Совета по правам человека Валерия Фадеева, школьники сегодня фокусируются только на тех предметах, по которым будут сдавать ЕГЭ, а другие — проседают. Результатом же обучения в школе должны быть знания по всем предметам, а не только по тем, которые нужны для поступления в вузы. Мнение поддержала и президент Российской академии образования Ольга Васильева. По ее мнению, нужен механизм, который учитывал бы все достижения, способности и таланты выпускника в комплексе, а ЕГЭ этого не может обеспечить в полной мере.
К 1 мая 2025 года цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» должен быть дополнен новыми темами, посвященным русскому языку и известным русским писателям. Такое поручение по итогам заседания Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ дал президент Владимир Путин. Ответственные — минпросвещения совместно с администрацией президента.
Сегодня «Разговоры о важном» — это занятия, которые проводятся в российских школах с 1-го по 11-й класс на первом уроке по понедельникам. Занятия идут уже третий год, и их цель — «развитие патриотизма, воспитание нравственности и историческое просвещение».
Вместе с обновлением курса в соответствии с поручением президента, минпросвещения также будет прорабатывать в наступившем году вопрос введения «Разговоров о важном» в детсадах для малышей с пяти лет. Эта идея прозвучала во время встречи Владимира Путина с лауреатами всероссийских педагогических конкурсов в начале октября прошлого года. Президент инициативу поддержал, но подчеркнул: занятия для дошколят надо вводить аккуратно и доступно, связывая понятия «Родина», «страна» с мамой, папой и другими родственниками.
В Рособрнадзоре прокомментировали информацию о том, что «начат процесс отмены ЕГЭ». С таким заявлением выступил ранее глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов — один из активных критиков Единого госэкзамена. В своих претензиях к ЕГЭ депутаты по-прежнему сетуют на то, что экзамен — это «угадайка» с тестами. Между тем любой, кто откроет сайт Федерального института педагогических измерений и посмотрит демоверсии ЕГЭ, вряд ли согласится с таким мнением.
По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, перспективы развития вариантов и форм государственной итоговой аттестации очень подробно рассматриваются в создающейся Стратегии развития образования до 2036 года. Ее должны представить в марте. Анзор Музаев подчеркнул: об отмене Единого госэкзамена в ближайшие годы речи не идет.
— Все изменения в этой серьезнейшей сфере мы анонсируем за несколько лет, чтобы выпускники могли заранее к ним приготовиться, — заверил Музаев. — Всем старшеклассникам рекомендуем спокойно продолжать учебу и подготовку к экзаменам,опираясь на официальную информацию, размещенную на официальных ресурсах Рособрнадзора и Федерального института педагогических измерений.