Почему опасно предавать и использовать чужую любовь

3 марта церковь вспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, рассказывающую об обреченности общества потребления. В обществе, где люди относятся друг к другу, как к одноразовым стаканчикам. Использовали, смяли, наслаждаясь как хрустнул от силы сжатия, выкинули в мусорку и забыли. Давайте разбираться, почему притча получилась такой. Об этом информирует Российская газета.

#НОВОСТИ

Нужно делать акцент только на отношениях между отцом и двумя сыновьями — послушным старшим и независимым младшим. В этой притче отец — это Отец Небесный, а сыновья — все мы, люди.

«У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Отче! Дай мне следующую часть имения. И отец разделил сыновьям имение». Но это ужасное начало, ведь в те времена сын мог получить долю отцовского имущества только после его смерти. Поэтому просьба младшего «дай мне мою часть имения» означает: «Умри, да побыстрей!» «Дай мне сейчас то, что всё равно достанется мне после твоей смерти. Я вырос, нужды в тебе уже нет, я сам знаю, как мне жить. Отдай мне ту часть нажитого тобой, что и так станет моим. Я не хочу ждать! Мне не нужен отец! И плоды твоей жизни! Умри и дай пожить мне!» Вот, что скрывается за краткой просьбой сына.

Такое потребительское отношение ужасно как для отца, так и для общества в целом. Как восклицает митрополит Антоний Сурожский: «Но разве не так мы ведем себя по отношению к Богу?»

Потребительство ужасно не только тем, что люди получают то, что им не принадлежит, но и тем, что потребитель не видит в другом личность, ни в человеке, ни в Боге. Для потребителя Бог и люди лишь средство решения своих проблем. Они нужны лишь для того, чтобы отдать ему свои плоды труда, а может и целую жизнь. Получив это всё, потребитель тут же отворачивается от тех, кто был источником его блага, и в тот момент, когда потребитель получает желаемого, то для него этот человек перестает существовать! Отношения между людьми — это всегда диалог, который предполагает взаимную ответственность!

Точно также блудный сын отвернулся от своего любимого отца, от которого получил часть своего состояния, и тут же вычеркнул его из своей жизни, уйдя «в страну далече», как говорится в Евангелии. Но метафизическим убийством отца дело не закончилось. Блудный сын пытается убить саму любовь, как считают богословы. Почему же отец блудного сына, вопреки обычаям, отдаёт ему долю наследства? Из любви, из уважения в сыне свободы выбора. Веди закон любви — это уважать личность другого. Сам Бог создал человека, своё любимое творение, свободным и не лишает его права выбора и не заставляет оставаться с ним. Но блудный сын предаёт эту любовь и убивает её, лишь используя.

«Через несколько дней младший сын собрал всё и отправился в дальнюю сторону, где расточил своё богатство и жил распутно. Когда же он прожил всё, настал в той стране великий голод и он стал нищенствовать.» Художники и поэты любят изображать это контрастное состояние блудного сына. Блуд, когда он растрачивает то, что досталось ему по милости отца, и нищету с сопутствующим ей одиночеством, когда всё пропадает. В Евангелиях лаконично изложена необратимость духовного закона. Если ты поступил с отцом постыдно, не жди к себе другого. И второй духовный закон в этих двух предположениях: «В странах, далёких от Бога, всегда голод».

Блудный сын, который был обездолен, одинок и беден, пошёл к одному из жителей страны, а тот послал его в поле пасти свиней. Он хотел наполнить брюхо своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Здесь мы должны задуматься. А кто же тот «благодетель», который дал блудному сыну работу? Свинья здесь — ключ к пониманию. Для евреев, свинья была символом нечистоты и злого духа, которых изгонял Христос. Другими словами, блудный сын — не только бедный свинопас, который держит чужих свиней, это низшая точка падения, причем не социального, а духовного! Ведь его работа — это рабство в самом бессильном его проявлении. Не потому что это позорно, а потому что это самая низшая точка потребительства.

Видите ли, отношения между хозяином и наёмным рабочим основаны на предпосылке, что рабочий всё еще ценен для хозяина, по крайней мере, как полезная вещь, так «заработал, получай на еду». Блудный сын, однако, оказывается в ситуации, когда он менее ценен для хозяина свиней, чем сами свиньи-бесы. Но кто же всё-таки этот «благодетель» блудного сына? Думаю вы и сами в силах догадаться. Есть еще один духовный закон: «Грех начинается с возвышения и гордыни, но неизбежно приводи к рабству».

Продолжаем читать притчу, рассказанную Христом. Блудный сын сказал: «Сколько наёмников у моего отца пресыщены хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наёмников твоих. И тут стоит задуматься, почему падший человек очнулся и «пришёл в себя»?

Совесть — это еще один милостивый дар Отца, данный заблудшему сыну. Совесть рождает раскаяние: » Я встаю, иду к своему отцу и говорю: «Отче! Я согрешил против тебя и пред тобою…» Стоит обратить внимание, что первое слово это не «прости», а «Отец». Истинное раскаяние соединяет видение собственного зла с убеждением, что нам доступно прощение. Покаяние может привести к отчаянию, если у нас есть только безнадежное видение наших злых дел.

Сознавая глубину своего падения, блудный сын проникается смирением. Он не претендует на прежнее положение сына, он готов быть наемником у отца. Только отцу нужно не это. Но что же?

Блудный сын бредет домой со страхами и надеждами. Но отцовская доброта бежит впереди раскаяния сына. Когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним, побежал, пал ему на шею и целовал его. Сын хотел начать исповедь, но отец не дал ему говорить. Но тут нужно остановить совё внимание на том, что Бог никогда не допустит нам быть униженными. Бог защищает наше человеческое достоинство. Потому что по творческому слову Божьему мы призваны быть сыновьями и дочерьми Божьими……. Мы можем идти к Богу с полным доверием. Он Сам выходит к нам на встречу и Сам принимает нас в Свои объятия. Но что ответить на такую любовь?Разве это будут слова? Слова? Действия? Это второстепенно. Ведь именно в сердце рождается любовь.

Автор: Екатерина Мамаева

Районные вести