К празднику в честь Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) в России всегда относились по-особому. И не зря. Установлен он был в XII веке, и тогда же была построена первая Покровская церковь.
Святой князь Андрей Боголюбский в память о своем старшем сыне Изяславе, погибшем от ран после похода в Волжскую Булгарию, повелел возвести храм Покрова на реке Нерль — шедевр мирового зодчества. А вот построенный Иоанном Грозным собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы, больше известный как храм Василия Блаженного, был возведен в честь взятия Казани и победы над Казанским ханством, случившейся в день Покрова Пресвятой Богородицы в 1552 году.
Другая московская церковь Покрова Божией Матери в Рубцове (сейчас улица Бакунинская) — не просто памятник русской воинской славы, но и свидетельство окончания смуты и начала возрождения Отечества. Возвели храм в 1618 году в честь того, что на Покров русские отбили нападение польско-литовских захватчиков, штурмовавших Москву. Возводили Покровские храмы и в честь избавления от нашествия французов.
А дальше загадка. Множество Покровских храмов освящены в честь наших воинских побед, но при этом само событие, положившее начало празднику, было отнюдь не победой, скорее поражением русских. Давайте разбираться с этим парадоксом.
Начало X века, христианский Константинополь, столица Византии. Правит империей Лев VI Философ, личность занятная. Автор трудов по праву, инструкций о том, как развивать ремесла и торговлю, пророческих стихов и религиозных гимнов, император оставил потомкам еще и военное сочинение «Тактика Льва». При этом, несмотря на ученость и трактат по военному делу, военачальником Лев VI был никудышным: к примеру, в его правление Византия потеряла Сицилию. Да и сам богатейший Константинополь мог показаться легкой добычей для всех, кто бы вознамерился его завоевать.
Летописи свидетельствуют: такими желающими оказались наши предки славяне, тогда еще язычники. Согласно «Повести временных лет» русский князь Олег в 907 г. начисто разорил столицу Византии. Тот самый пушкинский Вещий Олег, который, не имея обыкновения церемониться с врагами, обрекал «их села и нивы… мечам и пожарам». Видно, впечатления от набега боевой дружины Олега были так сильны, что уже одно приближение его кораблей к Константинополю наводило на жителей столицы ужас. Таинственное и мистическое происшествие, связанное с одним таким появлением кораблей Олега, и легло в основу праздника.
Итак, Влахерны — северо-западная окраина Константинополя на южном берегу бухты Золотой Рог. Как сообщает церковное предание, в день, когда тревога горожан, узнавших о приближении кораблей неприятеля, была особенно сильна, христиане собрались во Влахернском храме у иконы Пресвятой Богородицы — похоже, на Льва Философа горожане уже не надеялись. Вместе со всеми в храме молился и раб византийского вельможи Андрей, Христа ради юродивый, славянин. Именно Андрей и увидел во время моления Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами. Преклонив колена, Божия Матерь со слезами молилась за христиан, а потом, сняв со Своей головы плат, распростерла его над стоящими в храме, защищая от всех врагов — зримых и незримых.
Как сообщает предание, Андрей, трепеща, спросил стоявшего рядом с ним своего товарища Епифания, видит ли он «Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире». «Вижу, святый отче, и ужасаюсь!» — ответил Епифаний.
Летописи свидетельствуют: неожиданно для жителей столицы корабли с дружинами славян вдруг развернулись назад. Константинополь был спасен. Историки до сих пор не пришли к единству касаемо даты произошедшего и того, был ли это князь Олег с дружиной или захватчики-арабы. Но вот сам факт того, что корабли врага, вплотную подошедшие к Константинополю, без видимой причины изменили свои планы, врезался в народную память надолго. Как чудо, связанное с молитвой к Пресвятой Богородице, простирающей Свой плат, Свой покров, Свою защиту над всеми молящими об этом. Это явление Пресвятой Богородицы, которая Своим Покровом защищает всех, ищущих Ее заступничества, и вспоминают во время праздника.
Подчеркну: спасен был враждебный на тот момент нашим предкам Константинополь, возможно, спасен от набега наших же предков, но с XII века событие отмечают в России как праздник. Причем отмечают его только в России. Хотя явление Божией Матери произошло в Византии, в греческом календаре такого праздника мы не найдем. Парадокс: событие, которое можно было бы посчитать военным поражением наших предков или как минимум происшествием, нас никак не касающимся, Русская Церковь считает великим праздником заступничества Богородицы за всех православных христиан. В чем тут дело?
По словам епископа Василия (Родзянко), такое «самоотречение — историческое, народное — не случайно». Оно свидетельствует о том, что народ несет в себе «мощь правды», понимание того, что истинно, а что нет. Поэтому любовь к празднику Покрова Пресвятой Богородицы свидетельствует о глубокой нравственной чистоте и силе нации, о сохранении в людях чувства правды.
Текст: Мария Городова, Российская газета
Фото в анонсе: Картина Петра Михайловича Шамшина «Вступление Иоанна IV в Казань», 1894 г. / Wikipedia