Праздник Сретения Господня тесно связан с историей Фельдъегерского корпуса Российской империи

Церковный праздник Сретения Господня, который мы отмечаем сегодня, 15-го февраля, а наши предки праздновали 2 февраля, тесно связан с победами, приключениями и героическим служением особого рода войск России — Фельдъегерским корпусом. «Российская газета» пишет о самой загадочной службе и ее связью с праздником Сретения Господня.

#НОВОСТИ
Фото сайта Волгодонской Епархии//Служба в Сретенском храме Ростова

Фельдъегерская служба Российской Империи — одна из самых закрытых. Как отмечал в 1896 году первый ее исследователь полковник Генерального штаба Н. Г. Николаев, даже через сто лет после основания фельдъегерского подразделения многие документы, связанные с его деятельностью, не могли быть опубликованы в силу их конфиденциальности.

Первый почин в организации фельдъегерского корпуса принадлежал Петру Великому, издавшему в 1716 году повеление о полевых курьерах, которые должны были поддерживать связь между командующими войсками и государем, что важно в условиях войн. Полевые курьеры, заменившие царских гонцов, тогда еще не были выделены в отдельную структуру, и ответственные задания часто выполняли случайные люди.

Павел I в последствии, желая побыстрей покончить с наследием Екатерины II и понимая, что для реформирования государства ему нужны доверенные люди, которые бы доводили его волю до самых дальних окраин империи, решает создать специальное подразделение. Первый указ о создании фельдъегерской службы, состоящей из 1 офицера и 30 фельдъегерей, он издает через полтора месяца после восшествия на престол, 17 декабря 1796 года. Вскоре выясняется, что принятых мер для поддержания постоянной связи между государем и высшими военачальниками, крупными чиновниками огромной России, а также ее зарубежными представителями недостаточно. Поэтому 2 февраля, в день празднования Сретения Господня, Павел I выпускает новый указ — расширив численность службы еще на одного офицера и, что важно, приложив к указу подробную регламентацию материального обеспечения новой службы. Так заложилась основа фельдъегерского корпуса.

Павел I был глубоко верующим человеком с мистическим взглядом на мир, поэтому неудивительно, что церковным праздникам и их датам он придавал особое значение. Именно 2 февраля, день праздника Сретения Господня, члены Фельдъегерского корпуса Российской империи почитали днем основания своей службы. Храмовая икона, написанная и украшенная на деньги, собранные фельдъегерями (всего 110 человек), тоже была в честь Сретения, как и полковой храм.

В переводе с церковнославянского «Сретение» означает встречу, причем слово пишется с заглавной буквы, поскольку речь идет о главной Встрече человека — Встрече с Богом. В основе праздника лежит вполне обыденное событие: по традиции того времени на сороковой день после рождения Иисуса Мария и Иосиф приносят Младенца в храм для обряда посвящения Его Богу. А в Иерусалиме в то время жил старец Симеон — праведник, переводчик Священных текстов, человек рационального склада ума. Когда-то давно, задолго до рождения Богомладенца, прочитав у пророка Исайи, что Мессия родится от Девы, Симеон усомнился, что такое возможно. И решил исправить в пророчестве слово «Дева» на «жена» — женщина. Но тут Симеон был остановлен. Вот что пишет евангелист Лука: Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня».

Как оказалось, жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, может быть и не в радость. Евангелие дает понять: все эти долгие годы старец Симеон жил ожиданием Встречи с Мессией. Ожиданием Сретения.

Родители приносят Иисуса в Иерусалимский храм. В тот же день, ведомый Богом, в храм приходит и старец Симеон. В Сыне плотника из Назарета Симеон узнает Мессию, Спасителя, и берет Младенца на руки.

Так и произошло Сретение — Встреча старца Симеона с Живым Богом. Именно это событие — Встречу рационального человеческого ума с Богом мы и чествуем в праздник Сретения Господня. И именно этот праздник так полюбился фельдъегерям, став праздником корпуса.

Теперь перейдем к немецкому слову Feldjаger, означающему «полевой стрелок». В Пруссии, где фельдъегеря появились в 1742 году, они выполняли функции военной полиции. В России сразу все пошло по-другому. Фельдъегерям приходилось конвоировать и преступников — самый известный эскорт блистательно осуществил фельдъегерь И. В. Лицынский, сопроводив бывшего властителя почти всей Европы Наполеона Бонапарта из Фонтенбло на остров Эльба. Позже фельдъегеря конвоировали декабристов и даже сопровождали Пушкина — из его родного Михайловского в Москву к Императору, по делу тех же декабристов.

Вот как Ф. М. Достоевского отзывался о конвоире, сопровождавшем его на каторгу в 1850 году:

«Все мы приглядывались и пробовали нашего фельдъегеря. Оказалось, что это был славный старик, добрый и человеколюбивый до нас, как только можно представить; человек бывалый, бывший во всей Европе с депешами. Дорогой он нам сделал много добра. Между прочим он нас пересадил в закрытые сани, что нам было очень полезно, потому что морозы были ужасны. Причем он, Прокофьев, на свой счет взял часть трат».

Вот это качество — милосердие — было не просто свойственно чинам фельдъегерской службы. На него, не меньше чем на исполнительность, отвагу, скорость реакции, ум, развитый интеллект, обращали внимание, отбирая новых кандидатов для службы. Сострадательность, способность оставаться человеком в, казалось бы, самых бесчеловечных обстоятельствах культивировали. Награждая не только за храбрость, ловкость, исполнительность, но и за проявленное «Божье милосердие и сердоболие», наказывая за «грубость и сердечную тупость».

В завершение стоит напомнить: праздник Сретения в 2025 году Церковь отмечает целых семь дней.

Районные вести