Каждый год, 17 марта, во всех телефонах звучит: «В святое воскресенье прошу у Вас прощение». Это конечно же хорошо, что идея Прощеного воскресенья пришлась по душе широким массам. Но проблема в том, что прощение — это результат работы души, а не легкого движения пальцев по экрану телефона. Но хотелось бы выяснить почему прощение важно? Как мы можем научится этому? Нужно ли прощать тех, кто воспринимает ваше прощение как слабость и продолжает вести себя высокомерно? Об этом информирует Российская газета.
Прощение не является угодничеством злу. Прощение это действие души, которое освобождает нас от злых чувств к человеку, который нас обидел и причинил нам зло. Результатом прощения послужит то, что прощающий в сердце зла к обидчику, желает ему только добра и не имеет желания отомстить.
Некоторые чистые души могут долгое время не замечать обид, не понимая, что завистливые или злые люди могут намеренно унижать их, потому что они не злые и в их душе нет ничего злого. Не обращать внимания на обиды — замечательное качество чистой и целомудренной души, и такая кротость высоко ценится. Щедрость также легко дается людям, когда они молоды или счастливы, но физическая болезнь и старость часто сопровождаются обидой. Тело может быть больным, но душа нездорова. Когда жизнь сжимает вас в тиски, легко броситься в воронку гнева. Но это не выход, это тупик. Но где же выход?
Научитесь прощать, советуют святые. Вместо того чтобы переключаться на другие мысли и чувства, заглушающие шум обиды, займитесь внутренней работой души — прощением. Начните с малого, во время обиды, приучите себя не обижать другого в ответ. Просто представьте, что обижающий вас не в своём уме, и тогда не будете раздражаться от обиды. Сердитые люди часто бьют нас, но мы не только не сердимся, но и жалеем их. И если мы можем преодолеть свой гнев на оскорбление, если мы можем сдержать свой язык на оскорбление, если мы воздерживаемся от мести, если мы можем жалеть, а не осуждать обидчика, то это и есть наша победа. Это победа над злом, которое уже готовилось захватить наши души. Зло пыталось захватить наши души, но мы остановили его и победили зло в наших душах.
Но что, если обидчик увидит милосердие обиженной стороны, примет это за слабость и будет стервенеть без остановки? Есть один выход — искренне молиться за обидчиков и избегать прямой конфронтации. Наш главный труд на земле — приобрести два навыка: первый -избегать зла, второй — творить добро.
Еще один совет от святых: вспомните все хорошее, что сделал для вас обидчик, осознайте, что вы не без греха и что, возможно, ваша история не совсем правдива. В трудные времена, когда горечь тянет вас в бездну, святые вспоминают в сердце страдания Христа на Кресте и говорят: «Господи, прости их. Господи, прости их». После этой молитвы демонический туман исчезает, и мир выглядит уже не черно-белым, а цветным-возвращается понимание того, что все мы грешники и что только любовь и прощение могут примирить нас с этим миром. Нам дается дар видеть свои грехи.
Обидчик плохо отзывался о вас? Найдите в нем что-то, за что его можно похвалить, и похвалите его. Он замышлял какие-то проступки?Тогда окажите ему услугу. Иоанн Златоуст учит: «Вознаграждай обидчика добром, противоположным его злу». Потому что если человек делает кому-то зло и не получает наказания, то он «достоин слез», и его зло может откликнуться на нем самом, «делая его душу еще более бесстыдной».
Важно отметить, что святые не просят никого прощать без рассуждения и благоразумия. Если ясно, что извинения будут приняты с насмешкой и издевкой, то «следует осудить себя в сердце и мысленно попросить прощения у обидчика, утешившись при этом».
Стоит ли прощать все и всегда? В этом вопросе кроется ловушка. Если прощение — это действие души по отношению к обидчику, то да. Но если такое «прощение» означает позволить прощенному продолжать поступать неправильно, то нет.
Будем помнить, что Церковь благословляла воинов на кровавую борьбу со злом и что многие русские святые — воины. Главное — дать врагу прямой отпор, не пресечь злорадство и «греховные желания» его души, не позволить ненависти укорениться в его душе. Праведный гнев и ненависть — совершенно разные эмоции. Русские солдаты — не разбойники», — учит Суворов. Прощение не так просто, и не случайно Церковь выделила для него особый день. Этот день дает нам возможность попросить прощения у тех, кого мы обидели, вольно или невольно, не наступая на занозу своего эго и не задевая гордыни. И мы прощаем тех, кто обидел нас.
Великий пост начинается 18 марта. Что мы должны делать, чтобы Бог смилостивился над нами? Очевидно, что мы должны осознать свои грехи и исповедовать их перед Господом. Мы осознаем свои грехи и раскаиваемся в них. Таковы отношения между человеком и Богом. Но здесь происходит нечто удивительное. Господь вводит одно непременное условие для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Другими словами,чтобы быть прощенными Богом, мы должны научиться прощать.
Автор: Екатерина Мамаева