Российские правоохранители напомнили, как защитить себя от недобросовестных косметологов и пластических хирургов

Во время профилактической акции Следкома под лозунгом: «Совершенствуя лицо и фигуру, проверь документы на процедуру!» правоохранители призывали граждан к бдительности. Об этом пишет «Российская газета» и описывает показательный случай отстаивания своих прав пациенткой.

#НОВОСТИ
На фото Ирина Кострова /кадр из передачи телеканала НТВ "Человек в праве с Андреем Куницыным

В 2021 году в Приморском районном суде Санкт-Петербурга был зарегистрирован прецедент — первое в Северной столице дело об обезображивании человека дошло до судебного производства. Потерпевшая Ирина Кострова приложила все усилия, чтобы восстановить справедливость.

В косметологической клинике она хотела омолодить лицо с помощью нитевого лифтинга. методе при котором под кожу вживляются нити из специального материала, которые должны подтянуть лицо, а затем рассосаться. К Ольге Ванской — директору и по совместительству ведущему косметологу клиники — потерпевшая уже обращалась ранее. В этот раз было очень больно, сильнее, чем раньше. Следующим утром женщина, увидев себя в зеркале, ужаснулась: нижнюю часть лица перекосило. Неврологу поставил диагноз — парез, то есть повреждение лицевого нерва. Нити сразу были изъяты, но парез не прошел. Приговор невропатолога — лицо восстановлению не подлежит.

В дальнейшей судьбе своей клиентки Ольга Ванская принимать участие не пожелал и не даже не пыталась вернуть деньги за процедуру. Она утверждала, что дело не в лицевом нерве, а в асимметрии лица пациентки, но эта версия рассыпалась при виде фотографий Ирины до и после. Тогда появилась следующая версия — виноват инсульт. но экспертиза подтвердила, что инсульт здесь ни при чем, он затрагивает центральную нервную систему, а поражена периферическая.

Следователи выяснили, что Ирина не единственная жертва Ольги Ванской. При этом называть себя врачом-косметологом и использовать в своей работе хирургический материал она не имела права. У нее было образование по специальности «санитария, гигиена и эпидемиология», с ним нельзя проводить косметологические процедуры, тем более инвазивные.

Рынок пластической хирургии и косметологии в России сравнительно молодой. Первые шаги начали делать во времена СССР. На всю страну был один институт пластической хирургии — «Институт красоты» на Арбате. Там работало несколько хирургов, называвших себя «пластическими», хотя они не имели специального образования по пластической хирургии.

С приходом девяностых пластическим хирургом мог себя объявить любой человек, имеющий медицинский диплом. Специальности «пластический хирург» и «врач-косметолог» были официально утверждены в России в 2009 году. Появилась возможность получить профильное образование.

Для борьбы с преступлениями в сфере здравоохранения — их называют ятрогенными — в 2018 году был создан специальный отдел Следственного комитета. Недобросовестные косметологи и пластические хирурги тоже их клиенты. Эстетическая хирургия, как и косметология, хоть и область медицины, но направлена не на то, чтобы сделать больного человека здоровым, а на то, чтобы улучшить качество жизни. И если в обычной больнице врач не станет делать операцию на здоровом органе, то в клинике пластической хирургии — где убавить, где прибавить — решает фактически пациент. Стоит помнить о существовании дисморфофобии — психическом расстройстве, при котором человек чрезмерно обеспокоен каким-то незначительным или даже кажущимся дефектом своего тела. Для эстетической нормы протоколов не существует.

Как отличить надежную клинику от логова бьюти-мошенников? Еще до визита в клинику документы можно увидеть на ее сайте. Лицензию на медицинскую деятельность можно проверить на подлинность на сайте Росздравнадзора в разделе «Единый реестр лицензий». Скопировать номер лицензии, вставить в соответствующее окно — адрес и название клиники должны совпадать с теми, что представлены на сайте клиники. В самом документе перечислены все виды медицинской деятельности, которые она имеет право осуществлять.

У врача должен быть диплом о высшем медицинском образовании, то есть об окончании института и ординатуры. Следует помнить, что не только пластический хирург, но и косметолог — это врач, и основным документом об образовании должен быть именно диплом, а не сертификат.

Районные вести