Этот прием для сохранения цены уходит из практики. В некоторых продуктах фиксируется обратный тренд на увеличение упаковки. «Честные» литры и килограммы становятся конкурентным преимуществом перед теми, кто пытается хитрить с весом товара. Об этом пишет «Российская газета» со ссылкой на мнение привлеченных экспертов.
По данным исследовательской компании NTech, такой прием, как шринкфляция (снижение количества, объема или веса упаковки при сохранении цены), сохраняется на рынке, но ее темпы замедляются. Если в третьем квартале 2023 года фиксировался рост в 3,5%, год спустя прибавка составила уже менее 2%. Сильно увлекаются этим приемом в бакалее (почти плюс 5%), хлебобулочных изделиях (более 4%). В молочных продуктах пачек по 970 или 930 мл прибавляться перестало. Такая же ситуация — в кормах для животных.
Директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов считает, что такой метод, как шринкфляция, работает не всегда и не по всем товарам, поскольку цена не единственный фактор, влияющий на поведение покупателей.
По отдельным категориям, наоборот, стали появляться позиции с большей, чем привычный размер, упаковкой. Самый яркий пример — молоко, которое стало чаще продаваться не в коробках, пакетах и бутылках по 930 г, а 1,4 или два литра. Такие продукты выбирают не исходя из цены за упаковку, а по другим причинам, в том числе для семейного потребления, исходя из экономии за счет фактического объема.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев считает, что на товары в крупных упаковках в продовольственном и непродовольственном сегментах растет несколько лет подряд, отражая тенденцию к бережливости. Значительную роль в этом играет активное развитие онлайн-торговли с доставкой на дом — тяжелые пачки не приходится тащить самому. Производители улавливают эти настроения: в 2024 году в среднем на 35% увеличились объемы упаковок таких товаров, как кондиционеры для белья, гели для стирки, чистящие средства, шампуни, бальзамы для волос и гели для душа. В этом году тенденция на бережливость сохранится.
Что касается шринкфляции, был момент, когда из-за инфляции российские производители, пытаясь не так резко повышать цены на продукты, активно применяли этот прием, говорит ещё один эксперт — директор «Русбренда» Алексей Поповичев. Но теперь бизнес понимает, что стандартный литр или килограмм дополнительно стимулирует спрос на товары. Ведь если на одной полке стоят пачки молока 970 мл и 1 л (при тех же качественных характеристиках и цене), потребитель наверняка выберет второй вариант.