Рост розничных цен на топливо по итогам 2023 года удалось удержать близко к инфляции. Превысили средние показатели только бензины АИ-98 и выше, а также зимний дизель, который априори всегда дороже летних и межсезонных сортов.
Биржевые котировки, демонстрирующие рекордный рост в конце лета и начала осени, также к концу года сильно снизились. По бензину ниже значений начала 2023 года, по дизельному топливу близко к ним. Но что нас ждет в этом году? Эксперты, опрошенные «Российской газетой» считают, что особых потрясений не будет.
По мнению аналитика ФГ «Финам» Сергея Кауфмана, розничные цены на дизель сейчас сезонно завышены из-за традиционно непростого перехода на зимний дизель — на этом фоне с февраля ожидаем снижения его цен на АЗС в пределах 2%. Также еще не полностью отыграли снижение оптовых цен и розничные цены на бензин — в ближайшие месяцы допускаем их снижения еще на 1-1,5%. При этом в 2024 году в целом ожидаем роста цен на топливо примерно на уровне общей инфляции, то есть — до 5%.
С точки зрения портфельного управляющего УК «Альфа-Капитал» Дмитрия Скрябина, динамика розничных цен на топливо носит выраженный социально значимый аспект и находится под пристальным вниманием регулятора. Так что допустить неконтролируемый рост цены никто не позволит. В качестве примера — не смотря на почти двукратный рост с начала года до конца сентября биржевых цен на топливо, на заправках по информации Росстата цены на бензин выросли всего на 10% с начала года, на дизель — на 11%. А потом и снизились. Как итог — рост цен в рознице будет примерно соответствовать инфляции (около 7%). Также будет и в 2024 году. С другой стороны, снижение цен также маловероятно без директивного вмешательства регулятора, считает эксперт.
Особое мнение у гендиректора аналитического агентства «Бизнесдром», председателя комитета «Опора России» по финрынкам Павла Самиева. Он отмечает, что рост возможен на фоне «нефтяного ралли». Из-за него розничные цены на бензин и дизель тоже весной начнут движение вверх. Но вряд ли резко: для этого предпосылок тоже нет, отмечает эксперт.
Автор: Сергей Тихонов, Российская газета