Если суммы страхового возмещения не хватило на ремонт машины после ДТП, то доплатить придется собственнику виновного автомобиля, а не водителю.
Тем более если машина, якобы, была сдана в аренду для оказания услуг такси. К такому выводу пришел столичный районный суд.
Аварии по вине такси, как правило, очень плохо заканчиваются для пострадавших. Машина может быть не застрахована по ОСАГО. И это нередкий случай. Так, согласно исследованию, которое провел в конце прошлого года руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, только четверть таксистов застрахованы по ОСАГО правильно. Еще четверть страхуют машины, не указывая, что они заняты в таксомоторной деятельности. А оставшаяся половина собственников такси вовсе не страхуют свои машины. А значит, от страховой компании в случае ДТП выплату не получить.
Зачастую за рулем такси оказываются водители из ближнего зарубежья. После аварии они, как правило, уезжают на родину. То есть и с них взыскать ущерб практически нереально.
Остается собственник автомобиля — таксопарк. Но немногие знают, что собственник также несет ответственность за аварию, даже если не находился в момент ДТП за рулем.
Такое дело рассматривал Никулинский районный суд Москвы. В машину пострадавшего, в ее багажник, врезался таксист. Как установили инспекторы ГИБДД, он не соблюдал дистанцию. К счастью, машина была застрахована по ОСАГО. И страховая компания выплатила ущерб. Но в пределах установленного законом лимита — 400 тысяч рублей. А этой суммы не хватило, чтобы покрыть причиненный ущерб.
Тогда пострадавший обратился в суд с просьбой взыскать солидарно с водителя и собственника такси недостающую часть суммы. Как и следовало ожидать, водитель исчез и на связь больше не выходил. А таксопарк, которому принадлежит машина, заявил, что автомобиль был передан по договору аренды без экипажа. В доказательство представлен акт приема-передачи и чек с посуточной оплатой.
Однако суд напомнил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании.
Согласно закону, деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения разрешения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Из буквального толкования закона следует, что водителями легкового такси являются работники по трудовому договору и лица, заключившие гражданско-правовой договор. Передача транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, по договору аренды другому лицу для использования в качестве легкового такси не допускается. Услуги по таксомоторным перевозкам физическое лицо от своего имени оказывать не может, указал суд.
Фактически таксопарк — это перевозчик. Водитель в момент ДТП не был владельцем источника повышенной опасности, так как использовал автомобиль не по своему усмотрению, а по заданию таксопарка, в его интересах, под его контролем с единственной целью по перевозке пассажиров такси. То есть при осуществлении деятельности, которую он самостоятельно осуществлять не имел права, говорится в решении суда.
Поэтому водитель был освобожден от гражданско-правовой ответственности. А все необходимые доплаты взысканы с собственника такси. Помимо разницы в стоимости ремонта, в них вошли утрата товарной стоимости, все расходы по делу, в том числе проведение экспертизы, а также на адвоката.
Напомним, в недавнем постановлении Пленума Верховного суда по рассмотрению дел по ОСАГО также говорилось о том, что пострадавший может требовать доплаты с владельца автомобиля, который признан виновным в ДТП, если страховой суммы на покрытие ущерба не хватило. В этом же документе ВС напомнил, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу.
Надо сказать, что сама по себе сдача в аренду частному лицу автомобиля такси для осуществления перевозок пассажиров считается очень серьезным нарушением закона о такси. За это уже не один таксопарк привлекали к ответственности. Суды с подачи органов Роспотребнадзора не только штрафуют такие предприятия, но и запрещают им работать.
Однако такая практика продолжает пользоваться популярностью у некоторых несознательных юридических лиц. Потому что это неплохой бизнес по легализации нелегальных таксистов. А тех, кто им занимается, в народе прозвали «подключашками». Просто потому, что имея официальный статус и свои машины они подключаются к агрегаторам такси. И таким образом обеспечивают юридическую «крышу» желающим подработать на этом рынке, но не имеющим такого статуса. Который, кстати, стоит недешево.
По материалам «РГ»