В Ростовской области есть место, где на воле живут два десятка великолепных дончаков. Это донская порода лошадей золотой масти, которая сегодня находится на грани исчезновения.
Ухаживают за животными супруги Дмитрий Савицкий и Надежда Скрипкина, живущие в Ростове-на-Дону. В своем блоге в соцсетях «Территория дончаков «Гелиос» они рассказывают, что происходит в их лошадином оазисе.
— На всю Россию сегодня осталось всего 220 конематок дончаков, представляете, как это мало. Из них у нас живут шесть. А ведь было время, когда в здешних степях гуляли тысячи лошадей этой породы. В паспортах на наших лошадок можно узнать об их прабабушках или прадедушках под номерами тысяча с хвостиком, — рассказывает Дмитрий.
Они с Надеждой — городские жители — называют себя фанатами дончаков. Но когда девять лет назад купили первую лошадь, даже не знали, как с ней обращаться. Жеребец Брант попал к ним случайно — купили на обанкротившемся конезаводе.
— На сайте «Про кони» был брошен клич: спасите животных, иначе их отправят на мясо. Мы рванули спасать. Спросили у понимающей в лошадях знакомой: как выбрать подходящую? В ответ услышали: у нее должно быть четыре ноги, два уха и хвост. Ну как еще что-то объяснить дремучим дилетантам, — вступает в разговор Надежда.
Купленного жеребца отвезли на постой на конюшню. И поехали учиться обращению с лошадями на курсы в Подмосковье.
Сначала Бранта воспитывали как собаку. Подолгу выгуливали, а он бежал следом как пес. Через год Надя поехала с ним на выставку. Призов не досталось, но там сказали, что от Бранта можно получить хорошее потомство. Впрочем, к тому времени они уже и сами поняли, что без кобылы не обойтись.
— Одно время Брант превратился просто в зверя, — поясняет Дима. — На конюшне от запаха кобыл сходил с ума. Мы впервые столкнулись с агрессией лошади. Ощущения неприятные. Перевезли его в другое место, где «девочек» не было, и он успокоился, стал прежним.
Проблема разрешилась на время. Тогда супруги купили в Кировской области двух кобыл с жеребенком по кличке Гелий, который был очень слабым, еле ходил. Они выходили малыша, сейчас это статный красивый конь.
Со временем постой на чужой конюшне стал обходиться дорого. Кстати, основной источник содержания дончаков — зарплата супругов, которые занимаются перевозками грузов на «Газели». А еще продают конский навоз и изредка — жеребят. Тем не менее, увлечение обходилось им в 4 млн рублей убытков.
Был брошен клич: «Спасите коней, иначе их отдадут на мясо!»
Понимая, что владельцу конюшни скоро будет нечем платить, купили по дешевке земельный участок в 2,5 га и построили там конюшню своей мечты: два падокка — огороженные площадки для содержания лошадей на открытом воздухе, и несколько шелтеров — лошадиных домиков.
— Ухаживаем по очереди: я за баранкой — Надя на конюшне, потом наоборот, жена на работу в офис, а я — сюда, — рассказывает Дмитрий.
Иногда они нанимают в помощники пастухов, но те быстро сбегают. Смотреть за лошадьми — нелегкий труд. Чтобы облегчить им задачу, огородили территорию специальными лентами — электропастухами, для дневного выпаса, а до этого сами выгуливали лошадей и жеребят буквально на веревочке.
У супругов правило — верхом на лошадей не садиться, они их держат не для езды.
— Мы просто влюбились в эту породу лошадей, — продолжает Дима. — Дончаков в конном сообществе подчас незаслуженно называют «убийцами». Потому что они имеют характер, с ними нужно договариваться. У спортсменов-конников нет на это времени, им проще поломать лошадь. Верхом мы не ездим, чтобы им навредить: эти лошади не могут нести нагрузку более 10% от массы своего тела без ущерба для здоровья. Например, под меня нужно животное, которое будет весить тонну.
Кстати, лечить лошадей сложно и очень дорого. Как-то нужно было прокапать лошади через катетер 10 литров физраствора, Дмитрий два часа ходил за ней, высоко подняв руку с лекарством. Такого же отношения супруги требуют и от покупателей их жеребят. Кому попало не отдадут даже за большие деньги.
— Сразу же устраиваем «допрос», для каких целей хотят купить, в каких условиях собираются держать, вплоть до выезда на место. Некоторые, получив отказ, обижаются. Но мы продаем жеребят только тем, кто разделяет наши взгляды.
В приоритете у них покупатели, которые смогут дать лошади свободу: выпас на лугу, а не жизнь в конюшне. Еще правило — лошадь не должна быть одна, это табунное животное. Если нет, пусть хотя бы коза поблизости будет. Дмитрий где-то прочитал, что в некоторых странах на законодательном уровне запрещено содержать лошадь одну, и теперь возмущается, что в России такого запрета нет.
А еще они принципиально не продают своих лошадей в Среднюю Азию и Казахстан, потому что там животных используют для национальной игры кокпар. А в ней жизнь лошади коротка — всего несколько сезонов.
— Главная кобыла в табуне Буся пока не дает трогать уши. Купили ее на заводе. Там, видимо, чтобы ее усмирить, применяли так называемую закрутку — черенок от лопаты, в котором просверливается дырка и в нее просовывается веревка с петлей. Приспособление одевают на губу или ухо животному, чтобы стояло смирно. Так обращаются с лошадью те, кто не хочет с ней договариваться. У нас же — наоборот: все только с ее согласия, которого добиваемся лаской и убеждением. Так вот когда Бусю к нам привезли, она мужиков на дух не переносила, сразу копыта в них летели, видимо, ей досталось со спецсредствами. Только Надя нашла с ней общий язык, — говорит Дмитрий.
Территория дончаков скоро станет тесной для ее обитателей, а расширяться некуда, рядом нет свободной земли. Перевезти животных в другой район супруги не могут, ведь они привязаны к Ростову. Может, найдутся такие же, как они, любители этих животных и помогут им решить проблему, и дай Бог, порода не пропадет?!
Откуда появились дончаки?
Донская (или Казачья степная) лошадь — русская порода лошадей верхового и упряжного сортов, выведенная в XVIII-XIX веках на территории нынешней Ростовской области Платовым, Иловайским и другими по возвращении из заграничных походов 1813-15 годов. Наряду с орловским рысаком считается одной из наиболее самобытных заводских пород России. Масть преимущественно рыжая и бурая, часто характерно золотистая с более тёмной гривой и хвостом. Дончаки отличаются неутомимостью, выносливостью, дикостью нрава и быстротой хода. Во времена СССР они участвовали в гонках тачанок.
Источник: «Российская газета»
В анонсе: Лошадь не должна быть одна, это табунное животное, считает Дмитрий Савицкий. Фото: Тагир Раджавов/РГ