15 октября – Международный день белой трости.
«Я свет в доме никогда не включаю, он мне не нужен», — говорит ермаковец Николай Борисов, инвалид I группы по зрению.
Cудьба уготовила этому человеку тяжёлые испытания. Но они не сломили его, а закалили дух, развили силу характера.
«В Ермаковской я родился, рос, ходил в школу, — вспоминает Николай Маркиянович. – После восьмого класса поступил в Пухляковский агропромышленный техникум: мечтал работать в сельском хозяйстве, развивать отечественное садоводство».
СОРТОИЗУЧЕНИЯ И СОРТОИСПЫТАНИЯ
Так и вышло. По распределению молодого специалиста в 1974 году направили в г. Грозный Чечено-Ингушской АССР.
«Работал и агрономом, и бригадиром, — перечисляет Николай Маркиянович. — Особенно интересной оказалась научная деятельность – сортоизучения и сортоиспытания».
Через руки специалиста прошли сотни сортов фруктов и овощей, различные виды орехов. Задача была отобрать те, которые, произрастая на Северном Кавказе, дали бы высокий урожай. Наш земляк увлёкся этой работой, но со временем пришлось её оставить: требовалось заполнять много бумаг, а зрение ухудшалось. Благодаря поддержке Всероссийского общества слепых (ВОС), попал на завод по производству бутылочных пробок и крышек для банок.
«ВОС туда трудоустраивало слепых и слабовидящих. III группу инвалидности мне дали ещё в Грозном из-за наследственного заболевания: пигментной дегенерации сетчатки. При этом диагнозе острота зрения снижается быстро», — делится Николай Маркиянович.
ТОЛЬКО В ЕРМАКОВСКУЮ!
Свет и темнота – это всё, что сегодня могут различить его глаза. I группу инвалидности Николай Борисов получил, когда вернулся в Тацинский район.
«Почти 18 лет я прожил в Грозном, пока не пришлось буквально бежать оттуда в 1992-м, — отмечает Николай Маркиянович. – А куда? Только в Ермаковскую».
Под родное и, главное, мирное небо перевез семью, завёл подсобное хозяйство. Супруга Людмила Николаевна, медсестра по образованию, устроилась на новом месте соцработником. Увы, восемь лет назад она скончалась в результате тяжёлой болезни. Ещё раньше, в 2001-м, ушёл из жизни старший сын Борисовых, Андрей. Ему было 26.
«Младший, Саша, живёт в Кемеровской области, — продолжает Николай Маркиянович. – У меня трое внуков: Даше восемь лет, Ромке два годика. А Коля уже взрослый, он контрактник, с первых дней участвует в специальной военной операции. С одной стороны тревожно за него, а с другой – гордость берёт».
Из-за этой тревожности пожилой человек стал реже включать новости. Чаще слушает музыку: советскую эстраду, шансон. Любит, когда песни со смыслом, чтоб за душу брали.
«По дому стараюсь всё делать сам, — признаётся Николай Маркиянович. — А если нужно, к примеру, пыль стереть, принести продукты из магазина, оплатить квитанции ЖКХ, приходит соцработник Светлана Илларионова. И делом поможет, и словом поддержит. А вообще считаю так: пока ты жив – всё прекрасно. А что Богом дано – преодолеем».
Текст: Диана Огнева