6 сентября — 150 лет собирателю донских казачьих песен Александру Листопадову.
Фольклорист-музыкант и хоровой деятель Александр Листопадов родился 6 (18) сентября 1873г. в ст. Екатерининская (ныне Краснодонецкая Белокалитвинского района). С детства он искренне полюбил донскую песню и пронёс это чувство через всю жизнь.
ЗОЛОТОЕ ИМЯ ДОНСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ
Музыкальное образование Листопадов получил в Новочеркасской духовной семинарии, где стал певцом и дирижёром ученического хора. Будучи школьным учителем (1892-1902) в хут. Насонтов, Александр Михайлович начал записывать донские казачьи песни.
В 1903-1907 гг. учился в Московской консерватории и Московском университете. В 1907-1920 работал в Саратове, музыкальных училищах Новочеркасска, Душанбе, руководил хором донских казаков в Ростове-на-Дону.
Листопадов — создатель пятитомника «Песни донских казаков», сборника песен «Старинная казачья свадьба на Дону». Все записи песен делались им в станицах и хуторах при участии нескольких исполнителей, во время многоголосного исполнения.
В период с 1884 по 1911 год включительно им была проделана основная работа по собиранию донской казачьей песни. Совершено несколько музыкально-этнографических выездов продолжительностью от трёх до девяти месяцев.
Умер 14 февраля 1949 года, похоронен в Ростове-на-Дону.
КАЗАК БЕЗ ВЕРЫ – НЕ КАЗАК, КАК И БЕЗ ПЕСНИ
Как писал Листопадов: «…мы давали знать о своём приезде станичным или хуторским атаманам и просили их к известному времени подготовить нужную нам партию песенников. Просьба наша выполнялась, за очень немногими исключениями, охотно, тем более что каждая станица из соревнования, не желая ударить лицом в грязь, старалась отличиться перед другою своими песенниками и поддержать или завоевать репутацию «песенной» станицы.
Местные власти представляли нам лучших, в большинстве случаев, стариков и старух от 40 до 70 и выше лет. Каждую группу со своим «запевалой» или «заводчиком» и «подголосниками» мы приглашали на квартиру или в станичное правление и приступали к работе.
Начинали с опроса песенников, какие песни поют они и какие, не помнят ли, «играли» их отцы, деды. Обыкновенно ответы начинались с перечисления так называемых кавказских — солдатских (времён грузинской службы — первой половины XIX в.) и новых маршевых песен, занесённых казаками из полков.
Когда мы объясняли, что нам нужны песни «старые», «свои казачьи», «те, что игрались когда-то на походах», старики начинали перебирать те песни, которые, по их отзывам, «ноня уже брошены». Им помогали зрители, недостатка в которых никогда не бывало.
Окончив расспросы, когда с достаточной полнотой пред нами вырисовывался весь репертуар данной местности, мы приступали к записи».
ОЙ, ДА ВЫ, ТУМАНЫ МОИ
(Боевое похмелье)
Ст. Ермаковская, хут. Исаев, 1902 год
Ой, да вы, туманы мои, ай,
Да мои, вот, скажем, да тума… Да туманушки,
Вот бы вы, осенние мои, ай, да сильные мои дожжи,
Ой, сильные дожжи! Вот, и не подняться было вам,
Да вот, мои, скажем, да тума… Ну, туманушки,
Вот бы, сы синя-то да с моря, ай, да сы морюшки долой,
Ой, сы моря долой! Вот, и как у всех-то да друзьёв
Да моих, братцы, у това… У товарищев,
Ой да, пойосёдланы они, ай, да кони, конёчки стоят,
Ай, коники стоят. Вот, и у мово-то да в мово,
У мово у братца да роди… У родимого,
Вот бы, не йосёдланный, было, ай, да конёчек-душа стоял,
Ай, конёчек стоял. «Вот, и уставай жа да проснись,
Да проснись, родимый брату… Да братушечка,
Вот, и оседлай жа свово, ай, да душечку добра коня!»
«Вот, и не могу жа я йустать,
Да родимый жа мой да брату… Да братунюшка,
Вот, и свою буйную, да было, ай, буйную голову поднять.
Вот, и сы вчерашнего, ну, было,
Сы того, братец, сы похме… Сы похмелица,
Вот бы, ну, больная, вот, моя, ай, буйная моя голова.
Вот, и напоили-то мене, напоили мене злые ту… Злые турочки,
Напоили мене тремя пойлами, ай, пойлами разнопьяными.
Вот, и как на первая, ну, было,
Да, на первая была по… Будто пойлочка,
Да была жа пулечка свинчатная, ай.
Вот, и на вторая пойлочка,
Как вторая-то шашка во… Шашка вострая,
Вот, и как на третия была, ай, третия — пика длинная».