В Госдуму будет представлено предложение о создании федерального закона, который будет регулировать игровую индустрию и вводить систему маркировки для видеоигр. Этот проект, с которым ознакомилась «Российская газета», разработан группой депутатов.
Эксперты указывают, что с момента начала эксперимента по добровольной маркировке прошло всего несколько месяцев, и чрезмерное регулирование может вызвать застой в отрасли. Также вызывает вопросы внедрение процедур авторизации игроков через их номера телефонов или с использованием портала Госуслуги.
Согласно авторам законопроекта, он «будет способствовать обеспечению психологической безопасности населения от негативных воздействий видеоигр» и направлен на «установление ограничений для защиты нравственных норм и прав граждан, включая информирование пользователей о содержании игр», как указано в пояснительной записке.
«Мы представляем законопроект о регулировании игрового сектора, включая маркировку и контроль разработки. Впервые в нашей истории появится закон, который позволит системно поддерживать индустрию. Наша игровая сфера долгое время существовала в некой параллельной реальности. Это результат большой совместной работы, в которой участвовали и министерства, и депутаты», — отметил один из авторов, Антон Горелкин, на премии «Герои Рунета».
Депутаты и сенаторы намерены установить запрет на распространение запрещенной информации через видеоигры и ввести маркировку, указывающую на наличие в играх жестокости, насилия и нецензурной лексики. Также предполагается создание аналогий с международными системами классификации игр.
Кроме того, проект закона требует проведения экспертизы игр на предмет наличия информации, потенциально вредной для детей, и обязует информировать пользователей о внутриигровых покупках на русском языке, обеспечивая, чтобы платежи проходили через российские платформы.
Еще одной значимой инициативой является введение идентификации игроков с использованием их номера телефона или учетной записи Госуслуг (ЕСИА). При этом остаются неясными вопросы, касающиеся взаимодействия с иностранными платформами, например, Steam, а также требований о хранении данных пользователей на российских серверах.
Современное регулирование видеоигр нуждается в новых мерах, и ключевой из них является маркировка контента игр, отметил один из разработчиков законопроекта, член комитета Госдумы по информационной политике Антон Немкин.
«Разработчики и распространители игр довольно четко соблюдают требования по возрастной маркировке игр, однако в большинстве случаев граждане не уделяют ей должного внимания. В связи с этим новым законопроектом предусмотрено требование по маркировке игр с точки зрения содержащегося в них контента — например, видеоигра, содержащая изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия и (или) видеоигра, содержащая бранные слова и выражения. Действующее регулирование направлено исключительно на детей, а вышеуказанные маркировки по типу контента будут распространяться еще и на взрослых, среди которых также присутствуют чувствительные категории граждан — например, пожилые люди», — заявил Немкин.
С тех пор как в мае видеоигры неожиданно вошли в рамки государственной политики, стало ясно, что интерес государства к данной сфере медиа и развлекательной индустрии весьма значителен. Логичным шагом стало создание специализированного законопроекта, который позволит установить четкие определения и правила для ранее непонятного явления. Об этом заявил Ярослав Мешалкин, управляющий партнер компании Heads’made и участник рабочей группы по обеспечению медиабезопасности детей при Комитете Госдумы, занимающимся вопросами защиты семьи, родительства и детства.
В документе значительное внимание уделяется вопросам маркировки видеоигр. Это не первая попытка наладить подобную систему. В октябре в России начался эксперимент с добровольной маркировкой игр, в котором участвуют такие компании, как Lesta Games, Astrum Entertainment, VK Play и RuStore. Они работают с семью дескрипторами: «жестокость», «страх», «секс», «нецензурная лексика», «алкоголь и курение», «наркотики» и наличие внутриигровых трансакций.
С 2025 года также планируется запуск нового эксперимента, в рамках которого играм будет присвоена так называемая «зеленая» маркировка по ряду категорий: «сделано в России», «содержит обучающие материалы» и «киберспортивная дисциплина». Инициативу разработала Организация развития видеоигровой индустрии (РВИ).
Оба эксперимента получили одобрение от Минэкономразвития. Ранее в ведомстве подчеркивали важность тестирования маркировки через эксперименты перед принятием соответствующих законов.
Однако законопроект, предлагаемый депутатами, говорит о том, что маркировка игр из добровольной и экспериментальной должна стать обязательной.
Предложенные законодателями инициативы очень похожи то, что прописано в рамках экспериментов о добровольной маркировке игр, говорит глава Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников.