Что мешает остановить рост цен на АЗС, узнала «Российская газета».
С августа экспорт бензина из России полностью запрещён, а с октября — частично ограничен экспорт дизельного топлива. Казалось бы, внутреннее предложение должно вырасти, а цены — снизиться. Однако реальность другая: на бирже бензин АИ-92 впервые превысил 74 тысячи рублей за тонну, АИ-95 приближается к 80 тысячам, а дизель бьёт рекорды. В рознице бензин уже подорожал почти на 10% за год — это вдвое больше общей инфляции.
Почему запреты не дали эффекта? Эксперты называют несколько причин. Во-первых, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) простаивают из-за внеплановых ремонтов и атак дронов — это сокращает предложение. По данным Росстата, выпуск нефтепродуктов в августе 2025 года упал на 6,3% по сравнению с прошлым годом. Во-вторых, переход на зимнее топливо осенью всегда ведёт к временному дефициту и росту цен.
Правительство всё ещё держит в резерве инструменты. Например, можно полностью запретить экспорт дизеля, хотя его производят вдвое больше, чем потребляют внутри страны. Или увеличить импорт топлива из Казахстана, Беларуси и Китая. Также власти могут вручную регулировать цены в регионах — как это уже делали в кризисные периоды.
Ещё один рычаг — демпфер: механизм компенсации нефтяникам за продажу топлива по низким ценам. Сейчас компании могут не получить выплаты за август и сентябрь, но обсуждается расширение диапазона цен, при котором компенсации всё же будут начислены. Даже Минфин, обычно осторожный с бюджетными тратами, поддерживает эту идею.
Однако эксперты предупреждают: цены вниз не пойдут. «У нас топливо никогда не дешевело — только дорожало медленнее или быстрее», — отмечает Дмитрий Гусев из ассоциации «Надёжный партнёр». Главная проблема — фискальная система, которая десятилетиями стимулировала экспорт сырой нефти, а не переработку внутри страны. Теперь же от нефтяников требуют не просто перерабатывать, но и продавать дёшево — без «пряника» это не сработает.