Отправить в СИЗО беременную женщину теперь будет возможно лишь в крайних случаях, а тяжелобольных запрещено. О поправках в Уголовно-процессуальный, ограничивающих возможности ареста подследственных и подсудимых рассказывает «Российская газета».
Потребуются серьезные основания, чтобы арестовать человека, обвиняющегося в нетяжком и ненасильственном преступлении. Ненасильственные преступления не потребуют заключения под стражу.
Инициатива принадлежит Верховному суду России. При этом правительство в ходе доработки законопроекта еще больше смягчило положения закона и было поддержано законодателями.
Статьи, наказывающие за такие преступления, как экстремизм, государственная измена, содействие в диверсионной деятельности и т.п., под гуманные новации не подпадут. Также поправки не распространяются на тяжкие и особо тяжкие преступления. Список тяжелых заболеваний заболеваний, при которых запрещен арест, определит правительство страны.
Новые нормы позволят уменьшить нагрузку на следственные изоляторы, защитят права граждан от нерадивых сотрудников, ведущих расследование, будут стимулировать органы следствия вести более тщательно расследование преступлений средней тяжести, не связанных с насилием.
В 2024 году в суды поступило 97 тысяч ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из которых удовлетворено 88 процентов, и 172 тысячи ходатайств о продлении срока содержания под стражей. Домашний арест был применен в отношении 16 тысяч лиц, еще в отношении почти 5 тысяч лиц применена мера пресечения в виде запрета определенных действий.
Кроме того, в публикации «Российской газеты» рассказывается, что при участии Верховного суда минюстом подготовлен законопроект, направленный на совершенствование практики применения меры пресечения в виде залога по уголовным делам об экономических преступлениях, уплата которого является основанием для освобождения субъектов экономических преступлений от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба.