В Год семьи по инициативе донских бизнесменов в Ростовской области появится комитет по семейному предпринимательству. Как помочь семьям начать свое дело, которое будет передаваться из поколения в поколение, выстроить эффективную систему управления и продвижения, разработать семейный бренд, рассказал «РГ» член комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства РФ Виталий Медко.
Начнем, пожалуй, с определения. Какие предприятия можно считать семейными?
Виталий Медко: Семейное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, чья собственность контролируется членами одной семьи (династии): супругами, их родителями, детьми, братьями, сестрами, внуками, а также дедушками и бабушками, братьями и сестрами родителей, усыновителями и усыновленными. Они должны владеть более чем 50 процентами долей или акций. Для индивидуального предпринимателя, а также производственного или потребительского кооператива необходимо, чтобы не менее половины участников или работников были членами одной семьи.
Есть ли уже наработанная база семейных предпринимателей?
Виталий Медко: По статистике, 74 процента малых и средних предприятий России являются семейными. И это общемировая тенденция. Большинство известнейших мировых фирм-гигантов начинали как семейные предприятия. Например, Ford, BMW, Schaeffler Group. Они и сейчас во многом остаются ими. Преимуществом такого бизнеса можно считать то, что люди, работающие с основания компании, знают все аспекты деятельности, перенимают опыт из поколения в поколение и стремятся сохранить и укрепить этот бизнес.
Приведенные примеры западных семейных компаний, которые превратились в иконы бизнеса, красноречиво говорят о том, что за этой формой предпринимательства большое будущее. В том числе потому, что его основой, фундаментом является семья, что значительно важнее любой прибыли. Это серьезно и надолго. Такое предпринимательство — стратегия на несколько поколений, поскольку в нем, как правило, участвует большинство членов семьи, пути назад нет, только вперед, иначе крах бизнеса и семейного благополучия. Важной характеристикой этого бизнеса является то, что работников не нужно мотивировать. Они принадлежат к семье владельца, и главной мотивацией для них является укрепление дела.
В нашей стране семейный бизнес тоже появился не сразу и не вдруг. До революции 1917 года заявили о себе такие фамилии предпринимателей, как Мамонтовы, Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Елисеевы, Третьяковы, Бахрушины и многие другие.
Последние лет пять стараются создать условия для семейного бизнеса — от государственной поддержки таких компаний в сфере малого и среднего предпринимательства до создания организаций с комплексным пакетом услуг для решения текущих и стратегических проблем. ТПП создала замечательные проекты «Бизнес-династии регионов» и «Семейные компании России». И каждый год вовлеченность в эти проекты и количество заявок растет.
В каких сферах деятельности семейный бизнес учреждается чаще всего?
Виталий Медко: В России сложилась вполне закономерная практика ведения бизнеса усилиями семьи. Зачастую супруги начинают дело с хобби и увлечения. Сферы деятельности, в которых реализуются подобные проекты, самые различные. Это, прежде всего, услуги: организация мероприятий, встреч и праздников, гостиничное дело, юридические услуги, дошкольное образование. Немало проектов в сферах общественного питания и торговли — продажа продуктов, бытовой химии, одежды и обуви, мебели, стройматериалов. Но все чаще семейные ИП заявляют себя в производстве и в промышленности, причем начиная с элементарного шитья хлопчатобумажных изделий и до плавки металла и изготовления продукции военного назначения. В Ростовской области, например, есть крупные семейные предприятия по выпуску электротехнического оборудования, алюминиевой продукции, косметики. Также с упрощением юридического оформления и предоставления различных льгот люди стали чаще «легализоваться» в сельском хозяйстве: разведение рыбы, птицы, скота, выращивание овощей, зелени, цветов.
Сегодня семейный бизнес окружает нас уже повсюду, когда мы покупаем мороженое, примеряем стильные вещи или делаем маникюр. Сложнее назвать области, в которых предприимчивые семьи не проявили себя. Думаю, что новыми, перспективными направлениями станут цифровые технологии и искусственный интеллект с прикладным его внедрением в нашу частную жизнь. Также в связи с растущими потребностями российской промышленности такой бизнес мог бы активнее заявить о себе в легкой промышленности, ткацком деле, обувном производстве.
С какими проблемами сталкиваются семейные предприятия и как комитет помогает их решить?
Виталий Медко: Проблем в семейном бизнесе не меньше, чем в любом другом. Это и недоступность кредитов и займов, и закрытость рынка для предприятий, и трудный доступ к крупным государственным заказам на работы и поставки, и налогообложение, и взаимоотношение с контролирующими органами.
Комитет по семейному предпринимательству станет местом, где можно заявить о проблемах, обсудить ее с членами бизнес-сообщества и представителями власти, поделиться опытом решения схожих проблем. На заседаниях будут вырабатывать возможные решения, обмениваться новой информацией и устанавливать деловые контакты, организовывать совместные деловые мероприятия и участвовать в федеральных семейных проектах, дискуссиях и тренингах.
Если мы сможем поддержать семейное предпринимательство, частную инициативу, то, думаю, многие вопросы, как минимум в легкой промышленности и торговле, будут решены в кратчайшие сроки и надолго.
Также комитет намерен продвигать инициативу законодательного регулирования семейного предпринимательства на региональном уровне. Уже сейчас ТПП РО подготовила проект изменений в региональное законодательство в части понятия «семейное предприятие».
Зачем нужен областной закон о семейном бизнесе?
Виталий Медко: Закрепление в региональном законодательстве понятия «семейный бизнес» поможет властям эффективнее поддерживать предпринимательство. Закон позволит создать реестр семейных предприятий, которого пока нет. А особый статус откроет путь к господдержке финансовой, имущественной, информационной и консультационной, к льготным кредитам и субсидиям. А самое главное для бизнеса, в котором уже работают родственники, но по определенным причинам боятся это раскрывать, то, что закон облегчит легализацию своего дела.
Сейчас понятие «семейное предприятие» законодательно закреплено уже в семи регионах страны, например, в Нижегородской области и в Республике Башкортостан, еще несколько субъектов рассматривают такую возможность. На федеральном уровне также подготовлен соответствующий законопроект. Думаю, не стоит отставать и Ростовской области.
Есть еще и уникальные, свойственные только семейному бизнесу проблемы: передача дела по наследству и наследственное планирование, сохранение преемственности, отстаивание интересов таких предприятий из-за претензий налоговых органов в связи с аффилированностью и взаимозависимостью.
А вот об этом подробнее, пожалуйста. Очень интересный вопрос о передаче семейного дела наследникам. Как это происходит сейчас? Что нужно для обеспечения простоты и прозрачности процесса?
Виталий Медко: Если сказать в двух словах, современное российское законодательство в наследственном деле весьма архаично и консервативно. Постоянно возникают вопросы, как наладить управление бизнесом в период вступления в наследство, как не допустить раздробленности и гибели предприятия из-за несогласия наследников, как передать предприятие как имущественный комплекс и четко зафиксировать лиц — членов семьи, которые будут им управлять, а также тех, кто будет, например, только получать дивиденды без права принимать корпоративные решения. Наконец, встал острый вопрос о создании прообраза западных трастовых наследственных фондов. К сожалению, на сегодняшний день 45 процентов корпоративных споров возникает между наследниками после вступления в наследство. Эта сфера требует повышенного внимания и сосредоточенности государства и законодательства.
Автор: Лариса Ионова, Российская газета