Количество отечественных социальных сетей на российском рынке в 2023 году превысило количество иностранных, таковы данные исследования, проведенного АКАР и РОЦИТ. В то же время авторы исследования отмечают продолжающийся тренд на снижение аудитории иностранных соцсетей, в первую очередь запрещенных в России.
За последние два года ландшафт соцсетей и сервисов с контентом в России сильно изменился, происходит так называемая «цифровая миграция» как по причине изменения политики по отношению к российским пользователям со стороны самих зарубежных соцсетей, так и по причине регулирования и блокировки некоторых сервисов со стороны государства в ответ на их действия, отмечают авторы исследования, проведенного АКАР и РОЦИТ.
Принципиально новым фактором авторы исследования считают то, что на сегодняшний день во всех сегментах лидерами являются российские компании. Где-то это произошло из-за запрета или ухода иностранных лидеров, где-то — за счет формирования собственных национальных платформ.
Российские платформы растут за счет собственного развития, а не только из-за блокировок конкурентов
В результате в 2023 году число игроков на рынке увеличилось до 63: из них 28 — это отечественные социальные сети. «ВКонтакте», Telegram и ОК можно рассматривать как развитые, а такие онлайн-площадки, как LOOKY, Yappy, TenChat, «Яндекс.Музыка», «Звук» обладают потенциалом быстрого развития», — отмечают исследователи.
В качестве альтернативы «Википедии» авторы исследования называют проекты «Рувики» и «Руниверсалис». «Рувики» практически заместил весь сегмент русскоязычных статей «Википедии». А, по словам первого вице-президента АКАР Валентина Смолякова, «сегодня в Рувики ежедневно создается столько же статей, сколько и в русскоязычном сегменте «Википедии» .
Также уделено внимание сегменту видеосервисов. Так, видеоплатформа Rutube вдвое увеличила свои аудиторные позиции в этом году. На конец 2023 года месячная аудитория Rutube превысила 40 млн пользователей, что на 57,5% выше показателей 2022 года. «Наш рынок не ограничен только «ВКонтакте», ОК и Telegram. Здесь мы видим LOOKY, Yappy, TenChat. Прекрасно себя чувствует музыкальный сегмент, где есть платформы «Яндекс.Музыка» и «Звук», Spotify и другие. Зарубежные музыкальные платформы практически полностью потеряли наш рынок», — говорит Смоляков.
Как сообщили представили АКАР и РОЦИТ, сегодня российские компании более активно изучают новые платформы. По словам главы Ассоциации блогеров и агентств Тани Ивановой, «платформенный снобизм», когда ключевые блогеры игнорировали те или иные площадки, остался в прошлом. Блогеры также рассматривают все доступные для работы платформы. Для них, отмечает Иванова, важным фактором является присутствие на них крупных и государственных рекламодателей.
Во многом, вероятно, этим вызвано недовольство депутатов Госдумы тем, что крупные российские структуры, в том числе с госучастием, продолжают размещать рекламу в аккаунтах на заблокированных площадках. Как отметил депутат Госдумы и председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин, вероятно, будут подготовлены инициативы, которые ограничат такую работу для компаний с госучастием.
То, что Instagram (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной) начал понемногу отвоевывать утраченные позиции, подтверждается исследованием Brand Analytics за осень 2023 года. Из него следует, что площадка после полутора лет спада вернула себе часть авторов, выросло и производство контента русскоязычными блогерами.
Однако, полагают авторы исследования в АКАР и РОЦИТ, в конечном счете большая доступность и развитие склонят пользователей к российским ресурсам.
Источник: Российская газета